Аварийно-спасательные средства на самолетах. Спасательный авиационный жилет


Аварийно-спасательные средства на самолетах: жителты, плавтрапы, плоты

 

Для быстрого и безопасного спуска пассажиров на землю в случае аварийной посадки самолета на необорудованную площадку или при аварийной обстановке на земле на самолетах гражданской авиации с высоким расположением фюзеляжа применяются надувные аварийные трапы ТН-2 (на самолетах Ту-104А, Ту-104Б, Ил-62, Ту-154), ТН-3 (на самолетах Ил-18, Ту-134), ТН-5 (на самолетах Ту-114). Надувные трапы на самолете размещаются возле входных дверей.

Надувной трап представляет собой желоб, состоящий из двух продольных надувных «балок», соединенных между собой поперечными цилиндрами. Свободное пространство между продольными «балками» н поперечными цилиндрами закрыто наклеенным на них полотнищем из прорезиненной ткани. Таким образом, получается довольно жесткий лоток, по которому и производится скользящий спуск пассажиров и экипажа. В верхнюю часть продольных «балок» вклеены круговые камеры, служащие поручнями при выходе на трап, а в верхнюю часть поперечного цилиндра вклеены три надувные камеры, образующие порог трапа и тем самым предохраняющие пассажиров от ушибов о порог дверного проема. К трапу прикреплены две лямки с наконечниками (скобами), которыми трап закрепляется под порогом дверного проема самолета.

Надувные аварийные трапы в зависимости от типа (ТН-2, ТН-3, ТН-5) имеют различную длину в рабочем положении (от 4250 до 7760 мм) и наполняются углекислым газом от баллонов емкостью 8 л. Герметичность надувного трапа позволяет пользоваться им в пределах 30 мин, после чего трап постепенно теряет свою! жесткость. Вес трапа в чехле (без баллона и рукава) от 20 (ТН-3) до 30 кг (ТН-5). Вес одного баллона, наполненного углекислым газом, равен 16 кг, в том числе вес углекислого газа  5 кг. Максимальное давление в трапе 0,45 атм, время заполнения трапа 20—25 сек. Упаковочный чехол трапа застегивается при помощи конусных штырей и шпилек (по типу упаковки парашюта), имеет дополнительную шнуровку для утяжки трапа в чехле в пакет.

Надувной аварийный трап значительно ускоряет эвакуацию пассажиров из самолета в аварийном случае. Имеющиеся на самолетах матерчатые желоба служат также для быстрой эвакуации пассажиров из самолета. При наличии надувных аварийных трапов на самолете Ту-114 спасательные матерчатые желоба используются как дублирующее средство спасения. На самолетах Ту-104 и Ту-124 аварийно-спасательные матерчатые желоба являются основным средством быстрой эвакуации пассажиров на землю.

Порядок применения авиационного аварийно-спасательного надувного трапа и аварийно-спасательного желоба дается на рисунках-схемах и в специальных инструкциях.

Пользование надувным трапом ТН:

  • 1.  Трап, уложенный в чехле, положить на порог дверного проема.
  • 2.  Закрепить наконечники лямок трапа в узлах порога дверного проема и вытолкнуть трап с чехлом наружу.
  • 3.  Выдернуть тросиком шпильки из штырей чехла, после чего чехол раскроется, а трап вывалится на землю.
  • 4.  Повернуть рукоятку затвора баллона. Трап наполнится газом.
  • 5.  Спуститься по трапу одному- двум членам экипажа самолета и страховать пассажиров на земле при сходе их с трапа.

При сильном боковом ветре один-два члена экипажа опускаются по веревке с бобышками (узлами) на землю и оттягивают за низ трап от самолета при заполнении, не допуская сноса трапа под самолет.

Для обеспечения спасения пассажиров и экипажа в случае вынужденной посадки самолета на воду в гражданской авиации предусмотрены индивидуальные и групповые плавсредства.

К индивидуальным плавсредствам относятся спасательные жилеты АСЖ-63П, которые предназначены для поддержания человека на плаву после покидания самолета и до посадки его на групповые плавсредства (надувные авиационные спасательные плоты) или другие средства спасения (шлюпки, лодки, катера, проходящие корабли, вертолеты и т. п.).

Жилет АСЖ-63П

Жилет АСЖ-63П

Жилет АСЖ-63П имеет вид нагрудника, состоит из двух надувных камер и наполняется газообразной углекислотой из баллона. Жилет надевается на шею через отверстие и закрепляется на поясе с помощью капроновой тесьмы. Вес жилета 950 Г. Материал жилета — двухслойная прорезиненная ткань желтого цвета. Наполнение углекислотой происходит за 5—7 сек. Для поддувания жилета ртом имеются две трубки с мундштуками и клапанами. Жилет имеет сигнальное снаряжение — сигнальную лампу, работающую от батарейки с водоналивным элементом, и сигнальный свисток для подачи сигналов в темноте и тумане. Чтобы привести элемент батарейки в действие, необходимо в воде выдернуть пробки, закрывающие отверстия в батарейке. Независимо от того, в каком состоянии человек находится в воде, жилет поддерживает его лицом вверх. Жилет позволяет при необходимости перевернуться па грудь и плыть любым способом. Жилет АСЖ-63П может поддержать на плаву двух человек. Один человек с надетым жилетом сможет поддержать на плаву еще одного человека без спасательного жилета.

спасательный плот

К групповым плавсредствам относятся надувные спасательные плоты СП-12, ПСН-10, ПСН-в, рассчитанные соответственно на 12,10, 6 чел. Грузоподъемность плотов СП-12, ПСН-10, ПСН-6 соответственно равна 1300, 1400, 1000 кг. Вес плотов СП-12, ПСП-10, ПСН-6, укомплектованных снаряжением, соответственно равен 65, 70,47 кГ. Изготовлены спасательные плоты из двух- и трехслойно^ диагонально- дублированной прорезиненной ткани оранжевого и желтого цвета. Правила приведения плотов в рабочее положение и пользования ими нанесены на внешней оболочке плота и внутри плота на тенте, а также в специальных инструкциях. В настоящее время лодка ЛАС-5М-2 повсеместно заменяется -надувными плотами с тентом.

 

 

РАЗМЕЩЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА САМОЛЕТАХ ПРИ ПОЛЕТАХ НАД ВОДНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ

В соответствии с отечественной и зарубежной практикой развития и применения авиационных аварийно-спасательных средств самолеты гражданской авиации при полетах над водным пространством имеют спасательные жилеты для каждого пассажира и члена экипажа, находящегося на борту самолета, расположенные таким образом, чтобы каждый пассажир и член экипажа мог легко его достать со своего места. Обычно авиационные спасательные жилеты размещаются под сиденьями пассажирских кресел и возле рабочих мест членов экипажа, в том числе и бортпроводников.

Все самолеты при полетах над водным пространством на большом расстоянии от побережья, помимо спасательных жилетов или эквивалентных устройств, имеют на борту спасательные плоты в количестве, достаточном для размещения всех лиц, находящихся на борту самолета. Спасательные плоты располагаются так, чтобы обеспечить свободный доступ к ним в случае аварии.

Плоты имеют спасательное оборудование (средства питания и оборудование для пиротехнических сигналов бедствия: ракеты, пиропатроны дневные и ночные и т. д.).

Кроме плотов, на борту самолетов при полетах на большом расстоянии от побережья имеются радиопередатчики, непроницаемые для воды, нетонущие и простые для пользования вне самолета лицами, не имеющими навыков. Спасательные плоты и жилеты снабжены электрическим освещением,

чтобы облегчить обнаружение потерпевших аварию. Плоты и аварийные радиопередатчики размещаются возле выходов и запасных (аварийных) люков самолета в узлах крепления, помещаются в специальные отсеки, занимающие верх вестибюлей и пассажирских салонов, или отсеки, расположенные в крыле.

Полезные ссылки:

avia.pro

Авиационный спасательный жилет АСЖ - 58 — КиберПедия

Парашютист с одетым жилетом   Вид жилета спереди   Вид жилета сзади

Спасательный авиационный жилет САЖ – 43п

Парашютист с одетым жилетом Вид жилета спереди

 

С высоты 300 метров парашютист начинает готовиться к приводнению, для этого необходимо:

- глубже усесться в подвесной системе;

- отстегнуть с одной стороны запасной парашют;

- расстегнуть ножные обхваты; расстегнуть грудную перемычку;

- на высоте 5-10 метров вывести одну руку из плечевого обхвата;

- в момент касания воды ногами, освободиться от подвесной системы.

При приводнении может с головой накрыть куполом парашюта. В этом случае парашютисту необходимо поднять руки над головой, приподымая купол, и, перебирая материал по усилительным лентам, убрать купол в сторону.

Если усесться в подвесной системе не удалось, приводнение производить, не отсоединяясь от подвесной системы.

– 2 –

 

Отработка на тренажере, стапелях комплекса действий парашютиста при выполнении прыжка с парашютом на воду.

 

Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом на сушу (воду) и действия парашютистов в этих случаях (обучение на тренажёрах парашютного городка, класса ПС и ПДС)

 

План.

1. Зависание за самолетом.

2. Попадание стабилизирующего парашюта в ноги парашютиста или под руку.

3. Схождение парашютистов в воздухе.

4. Приземление на препятствия.

5. Протаскивание.

6. Отработка на тренажерах.

 

 

Зависание за самолетом

В случае зависания парашютиста за самолётом экипаж должен принять все меры для поднятия зависшего парашютиста на борт.

Выпускающий из самолета устанавливает с зависшим парашютистом зрительную связь, подаёт ему 28–метровый фал с грузом и карабином на конце (или с ножом, если это необходимо). Помощник выпускающего устанавливает связь с командиром экипажа, оказывает помощь. Зависший парашютист подтверждает взмахом рук зрительную связь с выпускающим, принимает фал, застёгивает его карабин за подвесную систему (грудную перемычку) и способствует подъёму себя в самолёт, подтягиваясь руками по фалу.

При невозможности поднять зависшего в самолёт, парашютист обязан, используя свой или поданный на фале нож, обрезать удерживающую часть парашюта и ввести в действие запасной парашют. Если нож подается из самолета, то парашютист в первую очередь должен обрезать фал, на котором ему подали нож.

Если по каким-либо причинам зависший парашютист не сможет обрезаться сам, это должен сделать выпускающий, предупредив об этом зависшего парашютиста и получив от него ответный сигнал.

Когда будут исчерпаны все меры по оказанию помощи зависшему парашютисту, и если они не привели к положительному результату, с разрешения РП принимается решение произвести посадку на мягкий грунт, глубокий снег. В этом случаи необходимо:

Ÿ подать команду парашютисту на разблокировку страхующего прибора на запасном парашюте;

Ÿ убедиться в её выполнении;

Ÿ подтянуть зависшего парашютиста вплотную к борту самолета и удерживать его в таком положении до посадки и окончания пробега самолета.

Если парашютист не реагирует на подачу команд, и прибор на запасном парашюте не разблокирован, то при снижении самолёта выпускающий держит нож на фале зависшего парашютиста и в момент открытия запасного парашюта прибором обрезает фал.

 

cyberpedia.su

Интересные факты о полетах на самолете. А вы знали, что спасательные жилеты предназначены для того, чтобы спасателям было проще…

1. В случае катастрофы, в зависимости от скорости удара, ваше тело, которое на 70 процентов состоит из воды, скорее всего, взорвется.

fact-samolet-1.jpg

А если оно не полностью взорвется, взрыв самолета позаботится об этом.

2. Ремни безопасности в самолете должны иметь плечевые ремни. Во время катастрофы при небольшой скорости, плечевой ремень может спасти жизнь, оставив только небольшие синяки на груди жертвы.

fact-samolet-2.jpg

Конечно плечевые ремни не такие удобные, но смерть еще более неудобна.

3. Без ремня на плече, толчок от удара может привести к тому, что ваша голова может сломать шею. Были даже случаи, когда ремни на поясе разрывали жертву надвое.

fact-samolet-3.jpg

4. Лучше было бы, если бы сидения располагались наоборот. Хирурги утверждают, что спина поглощает больший удар, чем грудь. Сидения, расположенные лицом к хвосту, установленные в военных транспортных самолетах, спасли в десять раз больше жизней.

fact-samolet-4.jpg

5. Спасательные жилеты в основном предназначены для того, чтобы спасательные команды могли находить тела в случае катастрофы.

fact-samolet-5.jpg

6. Кислородные маски не сильно помогают при быстром снижении самолета. Они предназначены для случаев, когда высота самолета превышает 4270 метров и давление в кабине потеряно. Они могут выпасть в случае сильной турбулентности, но просто из-за того, что панели расшатались.

fact-samolet-6.jpg

7. Каждая часть самолета производится согласно предложению по самой низкой цене, чтобы уменьшить расходы.

fact-samolet-7.jpg

Крушение самолетов

8. Во время снижения, высокоскоростные потоки ветра могут сорвать одеждус жертв катастрофы.

fact-samolet-8.jpg

9. Если самолет упадет в воду, и вы выживете, высоки шансы того, что вы не выдержите гипотермию, которая в холодной воде может наступить за считанные секунды. Если вы погрузите голову под воду, это может повлиять на работу мозга.

fact-samolet-9.jpg

10. Ученые утверждают, что из-за увеличения уровня углекислого газа в озоновом слое турбулентность при полете тоже возрастает. К середине века ситуация может ухудшиться на 40 процентов.

fact-samolet-10.jpg

11. 80 процентов всех авиакатастроф происходит либо во время взлета, либо во время приземления.

fact-samolet-11.jpg

12. В случае пожара, у вас есть примерно 90 секунд, чтобы выбраться из самолёта, до того, как все сгорит. Если же вы сидите на 5 рядов дальше от выхода, то статистически у вас больше шансов не выжить.

fact-samolet-12.jpg

13. Примерно 43-54 процента пилотов признавались, что засыпали, находясь у пульта управления. Около трети из них просыпались, увидев, что их помощник тоже заснул.

fact-samolet-13.jpg

14. Во время снижения на высокой скорости в кабине самолета произойдет быстрая декомпрессия, из-за чего большинство пассажиров потеряет сознание до крушения.

fact-samolet-14.jpg

15. Иногда авиакомпании снижают стоимость авиабилетов, экономя на топливе, из-за чего самолёт взлетает с меньшим количеством топлива, чем рекомендуется.

fact-samolet-15.jpg

Если вас напугали эти факты, помните, что большинство катастроф происходит не так часто, и шансы стать жертвой катастрофы составляет 1 на 11 миллионов по одним и 1 на 60 миллионов по другим данным.

www.baby.ru


Смотрите также