Подбираем жилет-компенсатор. Жилет компенсатор


Компенсатор плавучести

Основным назначением компенсатора плавучести, или BCD (англ. Buoyancy Control Device) является стабилизация сил выталкивания и отрицательной плавучести, создаваемых дайвером, как при погружении, так и на поверхности.

В связи с тем, что плавучесть изменяется в зависимости от глубины погружения (обжатие гидрокостюма при изменении давления и соответственно изменение его выталкивающей силы), израсходования дыхательной смеси в баллонах (они становятся легче и соответственно начинают обладать большей плавучестью), ее необходимо компенсировать, с чем успешно справляется компенсатор плавучести.

Кроме того, в его функции входит крепление баллонов и другого навесного оборудования. Как прикрепить баллон для дайвинга к жилету — компенсатору  можно почитать в статье Учимся надевать гидрокостюм и снаряжение для дайвинга

Исторически сложилось, что первые компенсаторы были предназначены больше в качестве автономного спасательного жилета — ABLJ (англ. Adjustable Buoyancy Life Jacket — регулируемый спасательный жилет), нежели для других целей. Однако с течением времени и развитием технологического прогресса они в полной мере стали выполнять возложенные на них функции.

Существует несколько типов компенсаторов плавучести:

  • нагрудный компенсатор;
  • компенсатор – жилет;
  • крыловидный компенсатор (со спинной камерой).
kompensator_nagrudny

Нагрудный компенсатор

Главными плюсами нагрудных (классических, подковообразных) компенсаторов являются простота и надежность. Они удобны для отдыха на поверхности, потому как ориентируют тело лицом вверх и поддерживают голову над водой. Кроме того не испытывают значимых механических нагрузок при снятии и надевании акваланга на суше так как не выполняют функции крепления баллонов.

Минусы: сильно смещают центр плавучести дайвера вперед и вверх, что неудобно при плавании под водой, ограничивают нижний сектор поля зрения и подвижность головы;

Второй тип (компенсатор – жилет) сочетает модели с надувными и регулируемыми плечевыми ремнями.

Плюсы: плотно облегают тело дайвера и равномерно передают на него поддерживающее усилие при надувании, не стесняют движений, практически не смещают центр плавучести дайвера, позволяют достичь большего объема (а соответственно и возможности использования большего веса оборудования), чем нагрудные компенсаторы.

Модели с надувным плечевыми ремнями позволяют воздуху свободно циркулировать из нижней части жилета в верхнюю и обратно при любом положении дайвера, что обеспечивает максимальный объем компенсатору и наилучшее поддержание ныряльщика на поверхности.

Компенсаторы с регулируемыми (не надувными) плечевыми ремнями, помимо удобства при надевании, снятии и регулировке размера, в меньшей степени сдвигают центр плавучести дайвера вверх и, следовательно, уменьшают переворачивающий эффект.

Минусы: возможные анатомические особенности телосложения дайвера (большой объем грудной клетки, «пивной» живот, и прочее)

kompensator_krylo

Крыловидный компенсатор

В крыловидных компенсаторах камера плавучести полностью расположена в спинной части, что позволяет достичь максимальной балансировки плавучести при плавании. Широко используются в техническом дайвинге так как могут иметь довольно большой объём воздушной камеры, возможность крепления двух и более баллонов а также дополнительного оборудования.

Минусы: неудобны для отдыха на поверхности, так как в надутом состоянии наклоняют дайвера вперед.

Наибольшее распространение получили компенсаторы второго типа, потому дальнейшее рассмотрение коснется именно их.

Устройство компенсатора плавучести:

kompensatory_plavuchesti_10b

Устройство компенсатора плавучести

Компенсатор плавучести представляет собой жилет с жесткой или мягкой спинкой (18) в который встроены одна или несколько герметичных воздушных камер (1), и имеет систему крепления баллонов (14).

В качестве узла управления плавучестью используется инфлятор (2) состоящий из пульта управления плавучестью (4), оснащенного кнопками клапана поддува (8), травящего клапана (9) и загубником (10), и гофрированного соединительного шланга (3) верхним концом подключенного к камере (1). В современных моделях компенсаторов используются инфляторы с двумя клапанами: поддува и стравливания. Клапан поддува, управляемый кнопкой поддува, подключен через шланг среднего давления (6) к первой ступени регулятора и необходим для поддува компенсатора воздухом из баллона. С целью спуска избыточного воздуха используется травящий клапан управляемый соответствующей кнопкой.Под габариты дайвера компенсатор подгоняется регулируемыми ремнями (15) и широким поясом на липучке (16).

Некоторые компенсаторы имеют паховый (брасовый) ремень, пропускаемый между ног подводника, необходимый для ограничения смещения компенсатора вверх.

D-кольца (17) и карабины (19) на жилете используются для крепления дополнительного оборудования и снаряжения, как то: фото- и видеокамеры, фонари, катушки, стэйдж-баллоны и т.п.

Обязательно на компенсаторе присутствует предохранительный клапан (11) который служит для аварийного стравливания воздуха, во избежание разрыва воздушной камеры.

Выбор компенсатора плавучести.

Первое что необходимо определить для себя при выборе компенсатора это условия, в которых Вы будете погружаться. Для большинства случаев подойдет компенсатор – жилет как наиболее универсальный, в случае занятий техническим дайвингом выгоднее использовать крыловидный, нагрудный же в настоящее время применяется в основном для снорклинга а также видеооператорами, использующими камеры с большой отрицательной плавучестью.

Основным критерием при выборе компенсатора плавучести является удобство его использования. Независимо от того, какого размера типа или формы баллоны Вы собираетесь использовать, комфортность имеет первостепенное значение, потому существует несколько правил:

  • выбирайте компенсатор плавучести под особенности Вашей фигуры и оценивайте плотность его прилегания к телу;
  • компенсатор плавучести не должен ограничивать Ваше дыхание;
  • проверяйте все клапаны на доступность и легкость в применении, а также насколько легко можно использовать органы управления, ремни и карманы.

Также при выборе следует обратить внимание на некоторые особенности конкретного компенсатора:

Ремни должны иметь регулируемые пряжки с замками, что позволит, отрегулировав компенсатор один раз по фигуре, в дальнейшем пользоваться только быстроразъемными замками.

Дополнительную комфортность придает грудной ремень, предотвращающий расхождение боковых воздушных камер или плечевых ремней в стороны.

Для женщин рекомендуются специальные модели компенсаторов, в конструкции которых учтены особенности женской фигуры, а внутренняя поверхность сделана более мягкой и эластичной.

Инфлятор может присоединяться к компенсатору плавучести в районе левого плеча дайвера впереди или сзади, причем заднее расположение позволит более эффективно стравливать воздух из камеры.

Расположение кнопок на инфляторе — достаточно немаловажный фактор при выборе. Их удобное расположение и возможность независимого нажатия без перемещения кисти руки, обеспечит комфорт в управлении плавучестью.

Удобство также придает травящий клапан установленный в месте соединения инфлятора с компенсатором, потому как для стравливания воздуха достаточно просто потянуть от себя сам пульт управления.

Кроме травящего клапана инфлятора, компенсатор плавучести должен иметь несколько травяще — предохранительных клапанов, которые при превышении давления в воздушных камерах сверх нормы, автоматически стравливают излишки воздуха.

Немаловажным в плане удобства является наличие дополнительных карманов как для размещения аксессуаров дайвера, так и для размещения грузов. В последнем случае карманы должны быть оборудованы системой, обеспечивающей их быстрое удаление.

Следует обратить внимание на материал, из которого изготовлен компенсатор. Самым распространенным является нейлон с нанесенным на него слоем полиуретана. Полиуретановое покрытие обеспечивает герметичность воздушных камер, а нейлон придает ткани высокую механическую прочность. Для недорогих компенсаторов обычно применяется нейлон прочностью 420 DEN, в высококачественных моделях — 840 DEN, в спортивных элитных и в профессиональных моделях нейлон плотностью свыше 1000 DEN. Чем выше плотность нейлонового слоя, тем меньшая нагрузка приходится на слой полиуретана, и тем долговечнее и безопаснее компенсатор плавучести.

Эксплуатация.

Перед погружением

Проверка работоспособности компенсатора должна проводиться перед каждым погружением вместе с проверкой акваланга. Подключите компенсатор к аппарату (если это предусмотрено моделью) и проверьте исправность клапана поддува нажатием на соответствующую кнопку.

Обязательно проверьте исправность всех стравливающих клапанов пробными нажатиями.

Для проверки предохранительного клапана (клапанов) надуйте компенсатор полностью и аккуратными нажатиями на кнопку автоматического поддува добейтесь срабатывания клапана. Если Ваш компенсатор не подсоединяется к аппарату, добейтесь срабатывания предохранительного клапана, обжав компенсатор руками.

Независимо от того насколько современен Ваш компенсатор, обязательно проверьте ручной поддув компенсатора путем надувания его ртом.

Проверьте целостность и исправность всех крепежных элементов.

Во время погружения

Поддувать компенсатор во время погружения можно двумя способами: воздухом из первой ступени регулятора нажатием кнопки клапана поддува или из собственных легких через загубник пульта управления, нажав при этом кнопку травящего клапана. Второй способ применяется в основном с целью экономии воздуха в баллоне. В аварийных случаях можно на короткое время использовать камеру компенсатора для дыхания, делая вдох и выдох в камеру, однако, помня, что при этом в ней накапливается углекислый газ.

Стравливать воздух из компенсатора (в зависимости от модели) можно несколькими способами.

  • в вертикальном положении головой вверх — нажав кнопку травящего клапана и подняв руку с пультом инфлятора вверх;
  • в вертикальном положении головой вверх — потянув тягу правого плечевого травящего клапана;
  • в горизонтальном положении, потянув пульт инфлятора вниз (в гофрированной трубке находится тяга, открывающая травяще-предохранительный клапан) и приподняв плечевой пояс;
  • в вертикальном положении головой вниз — потянув тягу нижнего спинного травящего клапана.

Основная идея такова, что используемый клапан должен находиться в самом верхнем положении по отношению к остальным, потому как воздух стремится из области высокого давления в область низкого, т.е. к поверхности.

Ежедневный уход.

В процессе эксплуатации старайтесь не нагружать компенсатор весом акваланга, переносите его за ручку баллона, не пренебрегайте возможностью надевать его в положении сидя.

После погружения слейте воду из компенсатора, для чего поддув его, расположите таким образом, чтобы один из стравливающих клапанов оказался в нижнем положении, и, открыв клапан, слейте воду. Закончить процедуру желательно стравливанием воздуха через инфлятор, тем самым продув его от капель влаги.

Желательно после погружения (особенно в соленой воде) промыть компенсатор пресной водой как снаружи, так и изнутри, для чего опустить его (слегка поддув) в емкость с пресной водой и открыть один из стравливающих клапанов, после чего слить набравшуюся внутрь воду.Опресненный компенсатор необходимо просушить в надутом состоянии, не подвергая действию прямых солнечных лучей.

Если же опреснить компенсатор на месте не представляется возможным, не высушивайте его; аккуратно сложите в сумку до появления такой возможности.

Хранение.

Перед длительным хранением необходимо тщательным образом промыть компенсатор в пресной воде, добившись того, чтобы вода после внешней и внутренней промывки была пресной на вкус.

Сливать воду лучше через клапаны, чтобы в них не осталось соли.

Особое внимание надлежит уделить промывке инфлятора.

Хранить компенсатор желательно в надутом состоянии, повесив его вдали от прямого солнечного света и отопительных приборов.

Правильный выбор и эксплуатация компенсатора плавучести сделают ваши подводные приключения значительно безопаснее, менее утомительными и, безусловно, приятными.

P.S. Если у Вас появились вопросы после прочтения статьи, не стесняясь задавайте в комментариях.

P.P.S. С темами которые будут раскрыты в ближайшее время, Вы можете ознакомиться на этой странице.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

crimea-extrim.ru

Подбираем жилет-компенсатор

Как выбрать жилет, чем отличаются конструкции разных производителей, обязательна ли интегрированная грузовая система и т.д.? Вы, конечно, уже знаете, что BCD является не менее важным элементом снаряжения, чем регулятор. Комфорт во время погружения определяется именно жилетом-компенсатором, и если он не подходит по каким-то причинам, вы испортите себе отдых. Поэтому производители тратят огромные средства на исследования в этой области и разработали значительное количество систем в конструкции жилета, обычно обозначаемых аббревиатурами типа IDS, SLS, TAS, ISS, совершенно ничего не значащими для большинства дайверов. Все они связаны с какими-либо функциями компенсатора, о которых необходимо иметь ясное представление. Рассмотрим основные три и прокомментируем их.

Для удобства восприятия последующий текст структурирован следующим образом: жирным шрифтом выделено название одной из функций, ради которой мы и пользуемся BCD. Обычным шрифтом оформлена основная часть, суть повествования, а курсивом выделены, собственно, рекомендации по выбору жилета, вытекающие из повествования. Для экономии времени можно прочитать только то, что выделено курсивом, и идти в магазин. Итак: 

- Современный жилет-компенсатор выполняет множество функций, но главным его предназначением является управление плавучестью. Она изменяется во время погружения из-за сжатия неопрена с увеличением глубины - давления. Микропузырьки внутри слоя неопрена уменьшаются в объеме, что приводит к уменьшению положительной плавучести гидрокостюма. Кроме того, воздушный баллон к концу погружения становится на пару килограммов легче. Чем больше емкость камеры жилета, тем больший диапазон регулирования плавучести она обеспечивает. Важной при выборе жилета является его подъемная сила. Считается, что емкость воздушной камеры жилета должна соответствовать весу снаряжения в воде. Вес снаряжения зависит в основном от типа гидрокостюма и, соответственно, количества грузов. Для погружения в теплой воде в 3-5-миллиметровом гидрокостюме достаточно плавучести обеспечивает камера емкостью до 12-15 литров. При погружениях в 7-миллиметровом гидрокостюме или «сухом» костюме желательно иметь жилет с камерой объемом более 18 литров.

- Жилет-компенсатор является интегрирующим ядром снаряжения дайвера, на котором закреплены основные элементы: баллон с регулятором, грузовая система, аксессуары. Важнейшей функцией жилета-компенсатора является оптимальное размещение снаряжения на теле дайвера, обеспечивающее простое и надежное фиксирование и удобство пользования. Система крепления баллона практически идентична на жилетах разных производителей и представляет собой одну или две стропы с пряжкой. Многочисленные D-кольца служат для пристегивания дополнительных аксессуаров. Наиболее важна интегрированная грузовая система, ее конструкция и расположение. Грузовые карманы должны иметь надежную систему крепления, вместе с тем позволяющую мгновенно произвести аварийный сброс грузов. Наиболее распространена система крепления на «липучке». Груз, размещенный в карманах, значительно влияет на балансировку тела дайвера в толще воды. Нарушение баланса приводит к появлению поворачивающего момента. Смещение центра тяжести к передней части живота - груди может привести к опрокидывающему, лицом вниз, моменту. Очень полезно, если конструкция грузовой системы предусматривает изменение положения грузовых карманов или наличие дополнительных карманов с несбрасываемыми грузами, расположенных в спинной части жилета. Это позволяет отрегулировать правильный баланс центра тяжести и центра плавучести снаряжения дайвера. 

- Следующая функция жилета-компенсатора является следствием предыдущей. Размещенное на жилете снаряжение имеет значительный вес и придает ощутимую инерционность дайверу не только на поверхности, но и под водой. Удобство пользования компенсатором в большой степени зависит от правильного распределения нагрузки на теле дайвера. Подвесная система жилета, отвечающая за эту функцию, может быть проста, как у школьного ранца, но чем больше она похожа на ремни рюкзака альпиниста, тем лучше и удобнее можно будет ее использовать. Обращайте внимание на «мелочи»:

  1. качество, ширина и толщина ремней, возможность регулировок их длины (особенно поясного).
  2. конструкция пряжек, их надежность и удобство расстегивания (особенно в перчатках). Наличие поворотных плечевых пряжек обеспечивает скульптурное облегание торса и плотное прилегание.
  3. спинная часть подвесной системы должна быть выполнена из шероховатого мягкого материала, обеспечивающего плотное и комфортное прилегание к спине.

До сих пор нигде не упоминался конкретный тип жилета. Классический жилет или «крыло» выполняют одни и те же функции. Разница между ними определяется разными концепциями дизайна воздушной камеры. 

В 1985 году была предложена и запатентована конструкция BCD в форме жилета с регулируемыми разъемными плечевыми ремнями (ADV), т.е. в привычном нам классическом виде. Такая форма воздушной камеры обеспечивает ее равномерное распределение вокруг пояса, на спине и плечах, что дает большую подъемную силу и позволяет дайверу при отдыхе на поверхности воды находиться в вертикальном положении. К сожалению, технология изготовления камеры плавучести, используемая большинством производителей, не позволяет применять трехмерный крой. Объем камеры, а, следовательно, и ее подъемная сила ограничены и существенно зависят от размера жилета. Кроме того, BCD классического дизайна имеет довольно большую парусность. При активном движении большое количество энергии дайвера расходуется на преодоление сопротивления воды.

В конце 90-х годов появились компенсаторы типа «крыло» с задней камерой плавучести. Они оказались востребованы для технически сложных погружений в пещеры, затонувшие корабли, для глубоководных декомпрессионных погружений. Причин тому несколько:

  1. хорошо развитая подвесная система обеспечивает возможность размещения большого количества оборудования: до 6 баллонов с основной и декомпрессионной дыхательными смесями, декомпрессионный буй, лифт, ходовую и декомпрессионную катушки, ножи, фонари, питомзы и т.п.
  2. надувная емкость, размещенная сзади, может быть произвольного обьема, не обжимает дайвера при наполнении.

Однако такая функциональная насыщенность приводит к существенным проблемам во время погружения. Возможности балансировки размещенных на жилете элементов снаряжения и надувной камеры крайне ограничены, что приводит к смещению центра тяжести вперед. Находиться на поверхности в таком жилете можно, лишь опрокинувшись назад, фактически лежа спиной на «крыле». Из вертикального положения жилет стремится опрокинуть дайвера лицом вниз. При всей незаменимости «крыла» в ряде ситуаций, жилет этого типа предназначен для опытных дайверов, способных воспользоваться всеми преимуществами BCD, справившись с его управлением.

Выбор между классическим жилетом и «крылом» для рекреационных дайверов, определяется, в первую очередь, модой. Как правило, производители создают компенсатор плавучести с камерой типа «крыло», держа в голове не технодайверов, а рекреационных дайверов, которые хотят выглядеть как технодайверы.

Если вы разобрались с основными функциями, которые должен выполнять компенсатор плавучести, и определились с типом воздушной камеры, то, значит, готовы отправиться в магазин и сделать свой выбор. Если не повезет встретить хорошего продавца, то приведенные ниже соображения помогут прояснить наиболее часто возникающие вопросы:

  1. Нет жилетов для «чайников» или для «продвинутых». Есть жилеты дорогие и не очень. Это определяется количеством разнообразных регулировок и аксессуаров в конструкции жилета и качеством материалов.
  2. Регулировки необходимы для точной подгонки жилета к вашей фигуре и прочему снаряжению. Сделать это надо один раз, и разобраться с ними вам должен помочь продавец или очень подробная инструкция по эксплуатации (проверьте, есть ли она).
  3. Если есть возможность, обязательно попросите при покупке присоединить к жилету воздушный баллон и примерьте систему в сборе. Если вам неудобно, баллон отвисает, равновесие удается держать, только нагнувшись вперед, и т.д., значит, жилет вам не подходит или подгонка сделана неправильно. К сожалению, часто бывает, что чем жилет дороже, тем в нем удобнее.
  4. Грузовая система полезна, но не обязательна, особенно, если вы не намерены погружаться в холодную воду.
  5. У каждой конструкции есть не только достоинства. Хорошим станет любой компенсатор, после того как вы к нему привыкнете.
  6. Не экспериментируйте на себе. Список фирм, производящих снаряжение для дайвинга, не уместится на одной странице, но первая пятерка производителей - лидеров индустрии определяет тенденции и моду. Первая десятка обеспечивает 95% спроса. Для того чтобы свой выбор сместить в оставшиеся 5%, надо быть или очень смелым или очень знающим.

www.open-dive.ru

Дайвинг. Как выбрать жилет компенсатор?

Для удобства восприятия последующий текст структурирован следующим образом: жирным шрифтом выделено название одной из функций, ради которой мы и пользуемся BCD. Обычным шрифтом оформлена основная часть, суть повествования, а курсивом выделены, собственно, рекомендации по выбору жилета, вытекающие из повествования. Для экономии времени можно прочитать только то, что выделено курсивом, и идти в магазин. Итак: 

- Современный жилет-компенсатор выполняет множество функций, но главным его предназначением является управление плавучестью. Она изменяется во время погружения из-за сжатия неопрена с увеличением глубины - давления. Микропузырьки внутри слоя неопрена уменьшаются в объеме, что приводит к уменьшению положительной плавучести гидрокостюма. Кроме того, воздушный баллон к концу погружения становится на пару килограммов легче. Чем больше емкость камеры жилета, тем больший диапазон регулирования плавучести она обеспечивает. Важной при выборе жилета является его подъемная сила. Считается, что емкость воздушной камеры жилета должна соответствовать весу снаряжения в воде. Вес снаряжения зависит в основном от типа гидрокостюма и, соответственно, количества грузов. Для погружения в теплой воде в 3-5-миллиметровом гидрокостюме достаточно плавучести обеспечивает камера емкостью до 12-15 литров. При погружениях в 7-миллиметровом гидрокостюме или «сухом» костюме желательно иметь жилет с камерой объемом более 18 литров. 

- Жилет-компенсатор является интегрирующим ядром снаряжения дайвера, на котором закреплены основные элементы: баллон с регулятором, грузовая система, аксессуары. Важнейшей функцией жилета-компенсатора является оптимальное размещение снаряжения на теле дайвера, обеспечивающее простое и надежное фиксирование и удобство пользования. Система крепления баллона практически идентична на жилетах разных производителей и представляет собой одну или две стропы с пряжкой. Многочисленные D-кольца служат для пристегивания дополнительных аксессуаров. Наиболее важна интегрированная грузовая система, ее конструкция и расположение. Грузовые карманы должны иметь надежную систему крепления, вместе с тем позволяющую мгновенно произвести аварийный сброс грузов. Наиболее распространена система крепления на «липучке». Груз, размещенный в карманах, значительно влияет на балансировку тела дайвера в толще воды. Нарушение баланса приводит к появлению поворачивающего момента. Смещение центра тяжести к передней части живота - груди может привести к опрокидывающему, лицом вниз, моменту. Очень полезно, если конструкция грузовой системы предусматривает изменение положения грузовых карманов или наличие дополнительных карманов с несбрасываемыми грузами, расположенных в спинной части жилета. Это позволяет отрегулировать правильный баланс центра тяжести и центра плавучести снаряжения дайвера. 

- Следующая функция жилета-компенсатора является следствием предыдущей. Размещенное на жилете снаряжение имеет значительный вес и придает ощутимую инерционность дайверу не только на поверхности, но и под водой. Удобство пользования компенсатором в большой степени зависит от правильного распределения нагрузки на теле дайвера. Подвесная система жилета, отвечающая за эту функцию, может быть проста, как у школьного ранца, но чем больше она похожа на ремни рюкзака альпиниста, тем лучше и удобнее можно будет ее использовать. Обращайте внимание на «мелочи»:

  1. качество, ширина и толщина ремней, возможность регулировок их длины (особенно поясного).
  2. конструкция пряжек, их надежность и удобство расстегивания (особенно в перчатках). Наличие поворотных плечевых пряжек обеспечивает скульптурное облегание торса и плотное прилегание.
  3. спинная часть подвесной системы должна быть выполнена из шероховатого мягкого материала, обеспечивающего плотное и комфортное прилегание к спине.

До сих пор нигде не упоминался конкретный тип жилета. Классический жилет или «крыло» выполняют одни и те же функции. Разница между ними определяется разными концепциями дизайна воздушной камеры. 

В 1985 году была предложена и запатентована конструкция BCD в форме жилета с регулируемыми разъемными плечевыми ремнями (ADV), т.е. в привычном нам классическом виде. Такая форма воздушной камеры обеспечивает ее равномерное распределение вокруг пояса, на спине и плечах, что дает большую подъемную силу и позволяет дайверу при отдыхе на поверхности воды находиться в вертикальном положении. К сожалению, технология изготовления камеры плавучести, используемая большинством производителей, не позволяет применять трехмерный крой. Объем камеры, а, следовательно, и ее подъемная сила ограничены и существенно зависят от размера жилета. Кроме того, BCD классического дизайна имеет довольно большую парусность. При активном движении большое количество энергии дайвера расходуется на преодоление сопротивления воды. 

В конце 90-х годов появились компенсаторы типа «крыло» с задней камерой плавучести. Они оказались востребованы для технически сложных погружений в пещеры, затонувшие корабли, для глубоководных декомпрессионных погружений. Причин тому несколько:

  • хорошо развитая подвесная система обеспечивает возможность размещения большого количества оборудования: до 6 баллонов с основной и декомпрессионной дыхательными смесями, декомпрессионный буй, лифт, ходовую и декомпрессионную катушки, ножи, фонари, питомзы и т.п.
  • надувная емкость, размещенная сзади, может быть произвольного обьема, не обжимает дайвера при наполнении.

Однако такая функциональная насыщенность приводит к существенным проблемам во время погружения. Возможности балансировки размещенных на жилете элементов снаряжения и надувной камеры крайне ограничены, что приводит к смещению центра тяжести вперед. Находиться на поверхности в таком жилете можно, лишь опрокинувшись назад, фактически лежа спиной на «крыле». Из вертикального положения жилет стремится опрокинуть дайвера лицом вниз. При всей незаменимости «крыла» в ряде ситуаций, жилет этого типа предназначен для опытных дайверов, способных воспользоваться всеми преимуществами BCD, справившись с его управлением. Выбор между классическим жилетом и «крылом» для рекреационных дайверов, определяется, в первую очередь, модой. Как правило, производители создают компенсатор плавучести с камерой типа «крыло», держа в голове не технодайверов, а рекреационных дайверов, которые хотят выглядеть как технодайверы. 

Если вы разобрались с основными функциями, которые должен выполнять компенсатор плавучести, и определились с типом воздушной камеры, то, значит, готовы отправиться в магазин и сделать свой выбор. Если не повезет встретить хорошего продавца, то приведенные ниже соображения помогут прояснить наиболее часто возникающие вопросы:

  1. Нет жилетов для «чайников» или для «продвинутых». Есть жилеты дорогие и не очень. Это определяется количеством разнообразных регулировок и аксессуаров в конструкции жилета и качеством материалов.
  2. Регулировки необходимы для точной подгонки жилета к вашей фигуре и прочему снаряжению. Сделать это надо один раз, и разобраться с ними вам должен помочь продавец или очень подробная инструкция по эксплуатации (проверьте, есть ли она).
  3. Обязательно попросите при покупке присоединить к жилету воздушный баллон и примерьте систему в сборе. Если вам неудобно, баллон отвисает, равновесие удается держать, только нагнувшись вперед, и т.д., значит, жилет вам не подходит или подгонка сделана неправильно. К сожалению, часто бывает, что чем жилет дороже, тем в нем удобнее.
  4. Грузовая система полезна, но не обязательна, особенно, если вы не намерены погружаться в холодную воду.
  5. У каждой конструкции есть не только достоинства. Хорошим станет любой компенсатор, после того как вы к нему привыкнете.
  6. Не экспериментируйте на себе. Список фирм, производящих снаряжение для дайвинга, не уместится на одной странице, но первая пятерка производителей - лидеров индустрии определяет тенденции и моду. Первая десятка обеспечивает 95% спроса. Для того чтобы свой выбор сместить в оставшиеся 5%, надо быть или очень смелым или очень знающим.

www.amfibia-nn.ru

Подбираем жилет-компенсатор

logo logo

Как подобрать компенсатор плавучести?

Сегодня, согласно правилам всех международных подводных федераций и дайвинг клубов, компенсатор плавучести является обязательным элементом снаряжения аквалангиста. Исключение возможно лишь при использовании сухого костюма с интегрированным воздушным поддувом - он сам выполняет функции жилета компенсатора.

Компенсаторы плавучести предназначены для регулировки положения аквалангиста под водой. Они способны компенсировать снижение плавучести неопреновых гидрокостюмов в результате повышения глубины погружения  дайвера и компенсировать повышение плавучести при постепенном расходовании воздушной смеси из баллонов. Жилет компенсатор позволяет дайверам свободно регулировать свое перемещение по вертикали, и поддерживает его на поверхности воды при всплытии.

Каждый компенсатор плавучести состоит из нескольких основных элементов:

1.Воздушной камеры.

2. Инфлятора – прибор для управления плавучестью. Позволяет регулировать количество воздуха в воздушной камере.

3. Предохранительного клапана.

4. Ремней для крепления.

  В результате эволюции в мире снаряжения для дайвинга, право на жизнь завоевали два основных типа компенсаторов плавучести: жилет компенсатор и компенсатор крыло.

Жилет компенсатор наиболее популярный тип компенсаторов плавучести. Имеет воздушные камеры на спине, по бокам и на груди. Преимущества: облегает тело, равномерно направляя выталкивающую силу в соответствии с потребностью дайвера, не смещает центр плавучести, увеличенная подъемная сила за счет большего объема используемой воздушной смеси, большое количество карманов и крепления для инструментов и полезного груза.

  У компенсатора-крыла основная камера расположена на спине. Есть возможность крепления дополнительных баллонов. Преимущества: удобно для погружения, на базовую комплектацию возможно крепление дополнительных баллонов и инструментов. Из недостатков можно отметить:  неудобно  для отдыха на поверхности, так как переворачивает ныряльщика лицом вниз. Так как правильно подобрать жилет - компенсатор?

  Важной характеристикой при выборе компенсатора плавучести является его подъемная сила. Считается, что ёмкость воздушной камеры жилета должна соответствовать весу снаряжения в воде. Вес снаряжения зависит в основном от типа гидрокостюма и, соответственно, количества грузов. Для погружения в теплой воде в 3-5-миллиметровом гидрокостюме достаточно плавучести обеспечивает камера емкостью до 12-15 литров. При погружениях в 7-миллиметровом гидрокостюме или «сухом» костюме желательно иметь жилет с камерой объемом более 20 литров.

  Следующим важным моментом является интегрированная грузовая система, ее конструкция и расположение. Грузовые карманы должны иметь надежную систему крепления, вместе с тем позволяющую мгновенно произвести аварийный сброс грузов. Наиболее распространена система крепления на «липучке». Груз, размещенный в карманах, значительно влияет на балансировку тела дайвера в толще воды. Нарушение баланса приводит к появлению поворачивающего момента. Смещение центра тяжести к передней части живота - груди может привести к опрокидывающему, лицом вниз, моменту. Очень полезно, если конструкция грузовой системы предусматривает изменение положения грузовых карманов или наличие дополнительных карманов с не сбрасываемыми грузами, расположенных в спинной части жилета. Это позволяет отрегулировать правильный баланс центра тяжести и центра плавучести снаряжения дайвера.

  Следующая функция жилета-компенсатора является следствием предыдущей. Размещенное на жилете снаряжение имеет значительный вес и придает ощутимую инерционность дайверу не только на поверхности, но и под водой. Удобство пользования компенсатором в большой степени зависит от правильного распределения нагрузки на теле дайвера. Подвесная система компенсатора плавучести, отвечающая за эту функцию, может быть проста, как у школьного ранца, но чем больше она похожа на ремни рюкзака альпиниста, тем лучше и удобнее можно будет её использовать.

  Так же нужно обратить внимание на материал, из которого изготовлен жилет. Чаще всего компенсаторы изготавливаются из нейлона с нанесенным на него полиуретановым покрытием, что обеспечивает высокую прочность и герметичность жилета. В зависимости от стоимости и качества компенсаторов, используемый нейлон различается по прочности от 420 до 840 DEN. А в спортивных моделях используется высокопрочный нейлон в 1000 DEN. Нужно учитывать, что в зависимости от плотности материала могут увеличиваться масса и габариты компенсатора, а также его срок службы.

Жилет компенсатор типа "крыло" предназначен в основном для опытных (технических) дайверов, и причины этого следующие: хорошо развитая подвесная система обеспечивает возможность размещения большого количества оборудования, до 6 баллонов с основной и декомпрессионной дыхательными смесями, декомпрессионный буй, лифт, ходовую и декомпрессионную катушки, ножи, фонари и другое необходимое оборудование. Надувная камера, размещенная сзади, может быть произвольного объема, не обжимает тело дайвера при наполнении, и соответственно никак не влияет на движения. Однако такое расположение камеры воздушной приводит к существенным проблемам во время погружения. Возможности балансировки размещенных на жилете элементов снаряжения и надувной камеры крайне ограничены, что приводит к смещению центра тяжести вперед. Находиться на поверхности в таком жилете можно, лишь опрокинувшись назад, фактически лежа спиной на «крыле». Из вертикального положения жилет стремится опрокинуть дайвера лицом вниз. При всей незаменимости «крыла» в ряде ситуаций, жилет этого типа предназначен для опытных дайверов, способных воспользоваться всеми преимуществами крыла, справившись с его управлением.

Поэтому жилет-компенсатор типа “крыло” используют в основном те, кому это необходимо по роду деятельности. А для отдыха, обзора подводных пейзажей и осмотра морских артефактов прекрасно подойдёт  классический  жилет-компенсатор.

И помните! Нет жилетов начального уровня или для «продвинутых». Есть жилеты дорогие и не очень. Это определяется количеством разнообразных регулировок и аксессуаров в конструкции жилета и качеством материалов.

У нас на сайте в широком ассортименте представлены компенсаторы плавучести только проверенных и признанных во всём мире производителей снаряжения для дайвинга: OCEANIC, SCUBAPRO, TUSA, AquaLung, HOLLIS, MARES.

Компенсатор плавучести                                             Компенсатор(тех.дайвинг)

На главную страницу

 

 

scubatoys.ru


Смотрите также