Если собьют: что входит в набор выживания российских летчиков-штурмовиков в Сирии. Жилет наз ир


Российские летчики получат новые «жилеты выживания» » Военное обозрение

Так как военные пилоты-элита Вооружённых Сил, "товар" штучный, хрупкий и очень дорогой в "производстве", то и отношение к их выживанию, эвакуации и возвращению в строй должно быть соответствующим, с КОМПЛЕКСНЫМ( развитием МТБазы и совершенствованием-отработкой тактических алгоритмов применения ПСС+средства для индивидуального спасения и ДЕЙСТВИЙ в "дикой-дикой" обстановке на поле боя и в природной звере-человеческой среде обитания-выживания) подходом, по-государственному!На такое государственное дело-обеспечение сохранности жизни и профессиональной боеспособности экипажей военных самолётов и вертолётов, никаких денег не жалко-любые разумные затраты себя оправдают сторицей!Но по составу "новых разгрузочных жилетов" отнюдь не скажешь о серьёзной заботе по-государственному, увы! Так и хочется, глядя на такое материально-техническое ретро"безобразие( "пистолет Стечкина и гранаты Ф-1" более чем красноречиво свидетельствуют о том!)", сказать словами из анекдота про бурята и геолога: "Бурят, однако, не так делают!"... Да это явным или неявным образом читается и в комментариях к Новости requestНе буду углубляться в "разворот темы( который бы, наверное, занял не один десяток страниц убористого текста)", скажу лишь про стрелковку и гранаты( последний бой майора Филиппова, его слова перед подрывом и вся видеокартина бандитского глумления над останками самолёта и его героического пилота, до сих пор свежи в памяти и стучат мне в сердце...)-для таких лётчиков и платино-бриллиантового оружия не жалко, если драгоценные металлы и камни необходимы были бы для обеспечения наилучших боевых и эксплуатационных свойств-таким должен быть КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ подход к созданию средств самообороны для авиаэкипажей, от лётчика до бортового стрелка! имхоИз титана и высокопрочных алюминиевых сплавов, композитных материалов и сверхпрочного искусственного волокна, на современном технологическом уровне вполне возможно, специально для авиаторов, создать приемлемые, по массо-габаритным и эксплуатационно-боевым характеристикам, максимально боеготовые в полёте и на поверхности суши-моря, образцы личного и индивидуального оружия и средств самообороны! Лёгкого, удобного, нетребовательного к чистке и смазке, надёжного в любой мыслимой ситуации( в воздухе, на суше и на море) и при этом, даже в руках малотренированных юзеров, наносящего максимальный урон окружающей( в радиусе 200-300 метров) фауне winked . Патроны, должны быть из легко пополняемых на вражеской территории( имхо-9мм Para, как и российские "пара"клоны со спецпулями, будут в самый раз), а ресурс такого авиаоружия может быть( ради снижения массы всего "убойного" механизма, например, применением ствола из композитов...) гораздо снижен конструктивно, так как срок его боевой "жизни" длится, в лучшем случае, "от борта( аварийный ЛА) до борта( ЛА ПСС)" или, в худшем, чуть менее-более одного боя... requestТо же и с гранатами для авиаторов-они должны быть архибезопасными в хранении, аварийной эвакуации и переноске, меганадёжными и удобными в применении в любых средах, лёгкими по массе, но устрашающе убийственными и разрушительными в радиусе тотального поражения 15-20 метров( совершенно нет необходимости в залёте отдельных частей и крупных осколков гранаты аж на 200 метров, но пусть все осколки хорошенько поработают на своих 20ти wink !)...К стрелковке и гранатам неплохо бы присовокупить, в карман комбинезона пилота, грамотно спроектированный и добротно изготовленный боевой нож, конечно же, тоже лёгкий в весе и необременительный в хранении...Не так-то и много затрат, относительно общей стоимости подготовки опытного лётчика, требует грамотная и всесторонняя забота о его поставарийной жизни на земле, но эта работа должна быть безотлагательно проведена и все компоненты авиаНАЗ должны быть доведены-"вылизаны" до совершенства, а не собраны "с бору по сосенке"...имхоhi

topwar.ru

НАЗ-7, НАЗ-7М и НАЗ-8, носимые аварийные запасы летчиков, экипаж

Перед экипажем самолета или другого летательного аппарата, оказавшегося в условиях автономного существования, возникает ряд задач, от решения которых зависит сохранение жизни и здоровья. Это защита от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим, удовлетворение потребностей в воде и пище, преодоление стрессового состояния и так далее. Все это должны были обеспечить НАЗ-7, НАЗ-7М, НАЗ-8. 

С увеличением дальности полета самолетов и в связи с этим возможности быстрого перемещения экипажа из одной географической зоны в другую возникла необходимость создания унифицированного многоцелевого НАЗ. Для этого были проведены сравнительные испытания различных изделий, уже входящих в состав существующих НАЗ «Инжир» и НАЗ-5. Исследования проводились в лесисто-болотистой местности тайги, в верховьях реки Хор, что в Хабаровском крае в сентябре-октябре 1966 года.

Испытывались изделие «Окунь» — обмундирование со специальными приспособлениями для подъема с помощью вертолета, лодка-палатка, нож-пила, гамак, нож-мачете, наручный компас и другие предметы НАЗ для летчиков. В результате экспериментов были отработаны методы эвакуации человека с помощью лебедки в режиме зависания вертолета из лесисто-болотистой местности.

Также была дана оценка возможности выживания на ограниченном запасе продовольствия с помощью собирательства, ловли рыбы и охоты с использованием подручных средств. Одновременно с этим оценивались изделия, входящие в существующие и перспективные НАЗы. Итогом проведенных исследований явилась разработка нового НАЗ-7, его модификации НАЗ-7М, а затем и НАЗ-8, комплектация которых предусматривает возможность их использования в любом районе земного шара.

Носимые аварийные запасы НАЗ-7, НАЗ-7М, НАЗ-8 предназначены для поддержания жизнедеятельности члена летного экипажа и подачи им сигналов о своем местонахождении после вынужденного приземления или приводнения.

Все НАЗ-7, НАЗ-7М, НАЗ-8 содержат :

1. Средства сигнализации и связи.2. Аварийный запас пищи и воды.3. Аварийную медицинскую аптечку.4. Лагерное снаряжение.

Но их состав во всех трех НАЗах несколько отличается.

Масса НАЗ-7 составляет 10 килограмм. В зависимости от районов, над которыми проводятся полеты, в НАЗ-7 дополнительно включаются :

— Для снежных районов — складные лыжи-снегоступы.— Для безводных районов — два бачка с водой по 1,5 литра.— Для полетов над морем — лодка МЛАС-1 «ОБ» или плот ПСН-1 с пакетом флюоресцеина (сигнальный краситель), опреснитель ХО-2 и 10 брикетов опреснителя. Каждый брикет опресняет 700 грамм морской или 350 грамм океанский воды.

НАЗ-7, НАЗ-7М и НАЗ-8, носимые аварийные запасы летчиков и экипажей самолетов, летательных аппаратов для выживания в экстремальных природных условиях

Средства сигнализации и связи в НАЗ-7.

1. Радиостанция Р-855УМ (Р-855А1) с батареей «Прибой»2. Электрический фонарь3. Свисток4. Сигнальное зеркало5. Сигнальный патрон ПСНД6. 15-мм сигнальные патроны со стреляющим механизмом

Средства сигнализации и связи в НАЗ-7

Аварийный запас пищи и воды в НАЗ-7.

1. Мясные консервы2. Сахар-рафинад3. Соль

Аварийный запас пищи и воды в НАЗ-7

Аварийная медицинская аптечка в НАЗ-7.

1. Бинт2. Йод3. Пантоцид4. Лейкопластырь бактерицидный5. Средство от комаров6. Перкофен7. Кофеин8. Левомицетин9. Сульфадемизин10. Упаковка-сковородка

Аварийная медицинская аптечка в НАЗ-7

Лагерное снаряжение в НАЗ-7.

1. Патроны к пистолету2. Компас3. Нож-пила4. Пила проволочная5. Спички ветроустойчивые6. Сухое горючее7. Полиэтиленовая фляга для воды с чехлом8. Консервооткрыватель9. Очки-светофильтры10. Рыболовная снасть в упаковке : леска, крючки, грузила, блесны, поводки, искусственные приманки.

Лагерное снаряжение в НАЗ-7

Масса комплекта НАЗ-7М составляет 11 килограмм

Средства сигнализации и связи в НАЗ-7M.

1. Радиостанция Р-855УМ (Р-855А1) с батареей «Прибой»2. Сигнальный краситель3. Сигнальное зеркало4. 15-мм сигнальные патроны со стреляющим механизмом5. Лодка МЛАС6. Автоматический радиомаяк «Комар-2М»

Средства сигнализации и связи в НАЗ-7M Радиостанция Р-855УМ и Р-855А1 с батареей Прибой в НАЗ-7М Автоматический радиомаяк Комар-2М в НАЗ-7М

Аварийный запас пищи и воды в НАЗ-7M.

1. Карамель леденцовая2. Бачок с водой3. Соль

Аварийный запас пищи и воды в НАЗ-7M

Аварийная медицинская аптечка в НАЗ-7M.

1. Бинт2. Йод3. Пантоцид4. Пакет перевязочный5. Промедол6. Морфин7. Мягкая упаковка

Аварийная медицинская аптечка в НАЗ-7M

Лагерное снаряжение в НАЗ-7M.

1. Запас патронов2. Нож-мачете3. Нож-пила4. Спички ветроустойчивые5. Сухое горючее6. Очки-светофильтры7. Упаковка-сковородка

Лагерное снаряжение в НАЗ-7M

Полная масса комплекта НАЗ-8 составляет 18 килограмм.

Средства сигнализации и связи в НАЗ-8.

1. Радиостанция Р-855УМ (Р-855А1) с батареей «Прибой»2. Сигнальный краситель3. Электрический фонарь4. Свисток5. Сигнальное зеркало6. Сигнальный патрон ПСНД7. 15-мм сигнальные патроны со стреляющим механизмом8. Лодка МЛАС-19. Автоматический радиомаяк «Комар-2М»

Средства сигнализации и связи в НАЗ-8 Радиостанция Р-855УМ и Р-855А1 с батареей Прибой в НАЗ-8

Аварийный запас пищи и воды в НАЗ-8.

1. Мясные консервы2. Сахар-рафинад3. Соль4. Бачок с водой 1.9 литра5. Бачок с водой 0.6 литра6. Консервооткрыватель

Аварийный запас пищи и воды в НАЗ-8

Аварийная медицинская аптечка в НАЗ-8.

1. Бинт2. Йод3. Пантоцид4. Лейкопластырь бактерицидный5. Средство от комаров6. Перкофен7. Кофеин8. Левомицетин9. Сульфадемизин10. Промедол11. Аэрон12. Упаковка-сковородка

Аварийная медицинская аптечка в НАЗ-8

Лагерное снаряжение в НАЗ-8.

Лагерное снаряжение в НАЗ-8

1. Запас патронов2. Нож-мачете3. Нож-пила4. Спички ветроустойчивые5. Сухое горючее6. Очки-светофильтры7. Полиэтиленовая фляга для воды с чехлом8. Компас9. Шерстяная шапочка10. Сетка-накомарник11. Рыболовная снасть в упаковке : леска, крючки, грузила, блесны, поводки, искуственные приманки

Другие статьи схожей тематики :

  • Сигнальное зеркало и способы его применения, сигнальное зеркало с целиком, простейшее сигнальное зеркало, двойное сигнальное зеркало, обычное одностороннее зеркало.
  • Сигнальное зеркало, гелиограф Starflash от Ultimate Survival Technologies, обзор и впечатления.
  • Система КОСПАС-САРСАТ, радиотехнические средства аварийной сигнализации, радиобуи, радиомаяки, аварийные радиостанции, способы подачи сигналов бедствия.
  • Сигнальный свисток в наборах и комплектах выживания, варианты, назначение свистка.
  • Компактный компас Suunto Comet Active Explorer с термометром, линейкой и таблицей жесткости погоды по ветро-холодовому индексу, обзор.
  • Индивидуальный набор для выживания М40, компоненты и предметы, использование предметов входящих в набор для выживания.
  • Компас для набора выживания, рекомендации по выбору компаса для комплектов и наборов выживания.

survival.com.ua

Почему на самом деле погиб пилот Су-25 Роман Филипов. И где на самом деле было ПСО ВКС РФ

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Вот и подошли мы, пожалуй, к самому интересному моменту всей этой "былины".

ВНИМАНИЕ! ВСЕ ДАННЫЕ ПРИВОДЯТСЯ ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ!!!

Названия части навеяно видеороликом Олега Алексеевича Зубкова, где он бесстрашно воспитывает взрослого льва. Человек по-истине одарённый, а его авторитет среди хищных животных впечатляет. Едва-ли командование Вооруженных Сил можно сравнить с опасной огромной кошкой... Но, может быть, методы гениального педагога подействуют и на них...

Ну что ж, поскольку спасение на Руси – традиционно дело рук утопающих, посмотрим, какую же подготовку они для этого получают и какими средствами снабжаются. Регламентируется подготовка по этому направлению Наставлением по парашютно-спасательной и десантной подготовке в авиации вооруженных сил РФ (НПСП-2001, приказ МО РФ №155-2001).

В соответствии со ст. 1 и 2 этого документа обязанность по подготовке личного состава и организации дежурств по ПСО возлагается на поисково-спасательную и парашютно-десантную службу (ПС и ПДС) авиации вида Вооруженных сил и проводится под руководством её начальника. В нашем случае – начальника ПС и ПДС Военно-космических сил РФ. Для подготовки к вынужденному покиданию самолета личный состав проходит наземную подготовку, учебно-тренировочные прыжки с парашютом и учебные катапультирования, а также изучает опыт ПС и ПДС и анализирует происшествия при вынужденных покиданиях ЛА (ст. 9). Успешность выполнения задач ПДС достигается, среди прочего, всесторонним изученем опыта применения средств ПДС, систематической тренировкой, выполнением парашютных прыжков и подготовкой к выживанию – того требует ст. 10. Каждый лётчик должен быть подготовлен к полету, исходя из условий, экипирован (обмундирование, средства спасения, НАЗ, вооружение) – требования ст. 26.

Что ж – довольно бюрократии – каждый желающий сам изучит этот документ при желании. А мы перейдем к конкретике, и посмотрим, обобщается ли опыт, имеются ли необходимые средства ПДС и есть ли навыки по их использованию.

Майор Филипов успешно покинул подбитый ракетой Су-25 и начал снижение на парашюте.

CQutg4kWoAEghum.jpg large.jpg

Как мы видим на фото, снижение происходит на полном куполе. На самолетах Су-25 устанавливается катапультное кресло К-36Л, к которому лётчик крепится подвесной системой ИПС-72. Здесь есть конспект по этому изделию. Для спасения летчика это кресло, среди прочего, имеет парашют ПСУ-36 сер.2 и носимый аварийный запас НАЗ-7М (для боевых условий – НАЗ-7МБ). После катапультирования при отделении кресла от летчика включается аварийный маяк, а НАЗ повисает на специальном фале длиной 10 метров. Парашют ПСУ-36 сер. 2 обеспечивает снижение пилота с вертикальной скоростью 6 м/с.

На видео кадры, когда по снижающемуся парашютисту ведут огонь из 4-5 автоматов АКМ. Обратимся к Наставлению по стрелковому делу (НСД) для этого оружия, к разделу «Приемы и правила стрельбы». И обнаружим, что изготовитель предусмотрел ведение огня по парашютистам на дальностях до 500 метров. Расход боеприпасов не указан именно для такого типа цели – но указан для бегущей фигуры (скорость 3-5 м/с) 6 патронов. Пусть даже на поражение потребуется втрое больше – 4 автомата за минуту прицельно выстрелят около 80 патронов (человеку со средним уровнем подготовки требуется около 3 сек. на выстрел). Если автоматов 5, а каждый человек может обеспечить боевую скорострельность, указанную в НСД – получается около 200 выстрелов за минуту. Филипов снижался полторы. Стрельба на дальности до 800 метров, хотя и затруднена – но вполне возможна. При подлетном времени пули 2 секунды, чтобы попасть по парашютисту, нужно взять упреждение в 7 фигур, а пока парашютист на большой высоте – и того меньше. В общем, на дальностях 500-800 метров 5 человек с АКМами имеют неплохие шансы превратить парашютиста в решето. Именно это произошло с подполковником Пешковым в 2015 году: он был расстрелян из стрелкового оружия. Есть ли простое решение?

Оказывается, в ст. 199 НПСП-2001 говорится, что для уменьшения времени нахождения в слое с большой скоростью ветра, можно применить глубокое скольжение и увеличить вертикальную скорость в 1,5 раза. Вот, как это бы выглядело на практике (фото, к сожалению, не нашёл):

Скольжение.jpgПочему бы этого не сделать в боевых условиях для уклонения не от ветра, а от огня? Только скольжение сделать еще более глубоким (увеличив скорость в 2 раза), а на высоте метров 50-100 его прекратить. Такой прием потребует от стрелков поправки уже в 14 фигур – а это хороший задел для ошибки в прицеливании. Шансы на поражения цели значительно снижаются. С учетом того, что опыт применения средств ПДС должен обобщаться и внедряться в методику подготовки – после Пешкова мы не должны были увидеть Филипова на полном куполе. Но, как написал один товарищ «бодро шагаем по старым граблям» (очень рекомендую к прочтению его статью, репост есть у меня в ЖЖ). Многие читатели мне в личных сообщения говорят, что «не все так просто, на все нужно время, денег нет» - и.т.п. Ну вот скажите, пожалуйста, в этом конкретном моменте на что нужно много времени и денег? На 10 экспериментальных прыжков с парашютом и издание бюллетеней по тому, как нанести метки на стропы «Держать здесь!»? Я уже молчу про то, что сейчас разрабатываются - а где-то уже и внедрены НОВЫЕ средства спасения лётчиков, с куполами-планирующими оболочками, вроде парашюта «Арбалет-2». Такой парашют имеет горизонтальную скорость около 10 м/с. За время снижения в 90 секунд, как было у пилота, при отсутствии ветра он бы отошел от противника примерно на километр. А по ветру – и того больше. Вести эффективный огонь из стрелкового оружия по цели, которая снижается со скоростью 5 м/с и при этом движется вперед со скоростью 10 м/с – очень сложное дело.Парашют "Арбалет-2".

arbalet_vdv1.jpg

Долго ли коротко, приземлиться майору удалось. Возможно, он был легко ранен, и потому не смог обеспечить своего боевого выживания. Что ж за зверь такой «боевое выживание»? Хороших источников по этой теме в сети я не нашел – но обратимся к истории штурмана сбитого в 2015 году. «…лётчик постоянно маскировался и перемещался, пока около 23:00 не был встречен НПСК сирийского спецназа, а к 03:00 – доставлен на аэродром Хмеймим…». Это именно то, что и обеспечивает боевое выживание малочисленной группе людей (или одному человеку) в тылу противника – избежание боя. Именно это штурман Су-24 успешно делал в течении 10 часов: избегал своего обнаружения противником. Один человек выжить в бою против многочисленного противника практически не способен, все эти поговорки «И один в поле воин…» - не более, чем пропагандистские материалы. И отдельные исключения времен Второй Мировой только подтверждают правило. Конечно, в случае его обнаружения, бой бы вести пришлось – но это уже скорее от безисходности. ПСС должна обнаружить пилота раньше, чем противник, в идеале – не позднее 20-30 минут после приземления.

Итак, что есть у пилота для того, чтобы отойти от места приземления, замаскироваться, дождаться вертолета ПСС, подать ему сигнал, а при необходимости – принять бой? Для этого у него должно быть обмундирование, НАЗ со средствами связи и вооружение. Посмотрим, насколько всё это соответствовало условиям боевого применения.

пилот-2.jpg

Майор Филипов был одет в летный костюм песчаного цвета. Данный костюм, даже грязный – был значительно светлее тонов той местности, где приземлился офицер. Кстати, обратите внимание на видео: костюм офицера был выгоревший и значительно светлее того, что на фото. Никаких маскировочных свойств он не имел – одни демаскирующие. Головной убор у пилота отсутствовал, что совершенно не добавляло ему шансов слиться с местностью: очертания головы и характерные цвет и черты лица – сильный демаскирующий признак. Шлем ЗШ-7А после покидания самолета становится абсолютно бесполезным – только груз на голове. Ну скажите мне, страна, которая делает лучшие в мире комплексы ПВО и передовые средства РЭБ, не может тряпку покрасить в нужный цвет?

Примеры удачных расцветок для такой местности есть: это MultiCam, Mirage и Marpat desert. Посмотрим, как они работают, на фото. На первом фото - с дальности 15 метров.

1234.jpg

На втором фото - с дальности 70 метров.

6789.jpgВ центре – песочнные летный и пехотный костюмы, в правом верхнем углу Marpat Desert, в левом верхнем Mirage, в правом нижнем MultiCam, в левом нижнем ACU. Несложно заметить, что «песочка» - пожалуй, самая неудачная расцветка из всех приведенных для сравнения.И это - статичный объект. А если двигаться начнёт?

НАЗов со средствами связи у пилота было сразу 2 комплекта: НАЗ-ИР в жилете и НАЗ-7МБ в катапультируемом кресле. Рассмотрим, что в них входит (по документации к госзакупкам):

1. НАЗ-ИР, ТУ образца 2006 года:

- пистолет АПС

- магазины к АПС, 5 шт. (один в пистолете)

- патроны 9х18, 196 шт.

- гранаты Ф-1, 2 шт.

- запалы УЗРГМ, 2 шт.

- 15-мм сигнальные ракеты, 10 шт.

- пусковое устройство для ракет

- патрон наземный дымовой ПСНД-30

- радиостанция Р-855-А1

- батарея «Прибой-2с»

- зеркало светосигнальное

- световой маяк МИМ-76

- пакет перевязочный ИПП

- пенал с ампулами йода 5% (содержит 2 ампулы)

- акватабс (средство обеззараживания воды), 1 уп.

- фляжка с водой 0.5 л

- спички в упаковке

- нож со шнуром

- светофильтр в упаковке (предполагаю, что имеется ввиду карманный фонарь со светофильтром)

- компас Андрианова КА-5

На фото - НАЗ-И времен Афганистана.НАЗ-ИР времен.jpg

Отдельно хочется отметить состав НАЗ-ИР, который заказал себе Казанский вертолетный завод (ОПЯТЬ изготовитель умнее Министра обороны). Если изучить техническое задание, станет ясно, что завод требует жилет на сетчатой тканевой основе с карманами из Cordura 1000D (очень крепкий и износостойкий материал). Дополнительно оснащает жилет трутом для разведения огня, мультитулом Leatherman Wave. Гораздо более продуманный медицинский модуль: там нет ИПП «привет из 60-х», а вместо него комбинированный перевязочный пакет 4” и гемостатический бинт Combat Gauze Z-fold. Добавлен жгут SOFTT, который может быть наложен одной рукой, воздуховод и пластырь при повреждениях грудной клетки. Короче говоря, у пилотов-испытателей Казанского вертолетного завода шансов выжить при ранении намного больше, чем у пилотов ВКС. Хотя на войну они и не летают.

2. НАЗ-7МБ, ТУ образца 1984 года:

- карамель в упаковке, 120 гр.

- бачок с водой 1 л, 2 шт.

- соль в пакетике, 60 гр.

- спички, 2 уп.

- компас в упаковке, 1 шт.

- нож-мачете

- автомат АКС-74У

- магазин к автомату, 4 шт.

- патроны 5.45х39 мм, 120 шт.

- фонарик электрический со светофильтром ФМ-1, 1 шт.

- автоматический радиомаяк «Комар-2М»

- 15-мм сигнальные ракеты с приспособлением для отстрела

- сигнальный дымовой патрон ПСНД-30

- медицинская аптечка

Что можно сказать по этому составу? Во-первых, очень многие средства остались еще с 60-70-х годов. Годы идут, прогресс не стоит на месте, приобретается опыт – но в Министерстве обороны есть поистине «вековые» вещи. Во-вторых, нельзя не заметить, что многие средства в обоих комплектах дублируются. Ну, если уж есть возможность сделать НАЗ в два эшелона – может быть, снабдить их РАЗНЫМИ средствами?

Итак, чего здесь нет? Несмотря на то, что скрытное расположение пилота до прибытия ПСС – основная задача после его приземления… Здесь НЕТ НИ ОДНОГО средства индивидуальной маскировки. Даже элементарно кусочек гуталина, чтобы замазать лицо и руки – никто не положил. Что бы это могло быть за средство? Да хотя бы кусок маскировочной сетки 1,5х1,5 метра – уже бы сильно помогло. Обратите внимание на фото, где представлены военнослужащие с такой сеткой.

APRCG102LG0.png

APRCG102LG0-E.pngAPRCG102LG0-C.pngПри размещении на эту сетку местных предметов (травы, веток кустов) маскировочные свойства растут в разы. Пример можно увидеть на фотографии – она сделана с расстояния 2 метра, человек стоит перед кустом. Низ специально не замаскирован, чтобы показать контраст. Посмотрим и на вторую фотографию, которая сделана с 10 метров.

IMG_20140827_120247.jpg

IMG_20140827_120328.jpg

Да, на фото не летчики, а пехота – но это довольно легкий в освоении навык, этому можно даже школьников учить. Итак, средствами маскировки пилота не снабдили, а дали только костюм, который напрочь его демаскирует. Кто-то скажет, что такой же костюм был и на штурмане Су-24 в 2015 году. Да, был – но тому гораздо сильнее повезло с местностью. Он приземлился в лес.

Бортовой техник вертолета ВВС США на учениях по боевому выживанию.stocktrek-images-a-soldier-practices-evasion-maneuvers-during-a-combat-survival-training-course.jpg

Замаскироваться у пилота не было шансов, в результате он оказался у единственного крупного камня на поле достаточно большого размера. Это хорошее укрытия от огня противника – но только в случае, если идёт бой. Прятаться возле местных предметов, которые могут быть использованы противником в качестве ориентира – категорически нельзя. Это первое место, где будут искать.

Проверим, была ли у пилота возможность подать сигнал ПСС. Для этого у него есть 2 радиосредства, сигнальные ракеты и дымовой патрон. Первое радиосредство сработало автоматически при введении в действие парашюта – это маяк «Комар-2М». И сразу демаскировало пилота любому, у кого есть простейший поисковый приемник – средство работает в УКВ-диапазоне в совершенно открытом режиме. Таким образом, противник, оснащенный современной техникой, мог сразу приступить к поиску если не самого лётчика – то места его приземления точно. Хотя, в том конкретном случае район приземления было хорошо видно. Второе средство – радиостанция Р-588-А1 – также работает в открытом режиме, но включается не сама, а пилотом вручную.

d669b2156599.jpg

Эта станция доставила немало хлопот штурману Су-24 в 2015 году, поскольку при попытке обозначить свое место ПСС – его сразу пеленговал противник и высылал к нему свою «спасательную» группу. Справедливости ради стоит сказать, что в НАТО станции этого поколения (второго) были заменены на третье в 1994 году – почти сразу после операции «Буря в пустыне». А сейчас завершается ввод в действие станций пятого поколения, которые работают через спутник.

140611-F-ES731-114.JPG

Что ж – сигнал пилот Су-25 подать мог – только принимали бы этот сигнал одновременно все, кому не лень. Пещерные войска, товарищ Министр обороны.

Остается проверить вооружение и оценить его способность вести бой. Автомата у пилота не оказалось – он вёл бой из пистолета АПС.

1_677321.jpgВот и рассмотрим боевые свойства этого пистолета в цифрах. В Наставлении по стрелковому делу говорится, что дальность наиболее эффективного огня из него – до ста метров.  При этом для поражения грудной фигуры на 200 метров требуется 5 патронов, а бегущей – 3. Смоделируем ситуацию, когда поисковая группа противника нашла пилота и пытается его захватить. Как говорил в комментариях к прошлой статье пилот, дальность, ближе которой нельзя подпускать противника – 300 метров. Пистолет АПС на этой дальности превращается в травматический – энергия пули у цели всего 94 Дж, а подлетное время – 3 сек. Это делает весьма сомнительным поражение цели в принципе и абсолютно невозможным даже попадание, если цель быстро движется. До дальности 250-300 метров противник подойдет ленивым бегом и в полный рост. Дальше, как на видео, группа из 10 человек будет атаковать пилота, пытаясь взять его живым. Заметьте – движутся к нему они все сразу. На дистанции 150-200 метров пилот будет тратить по 3 патрона на поражение каждой бегущей фигуры – примерно 9 секунд. За 9 секунд противник преодолеет бегом не менее 75 метров. Скажем, до рубежа 125 добралось уже не 10, а 9 человек. С этого рубежа будет расходоваться уже по 2 патрона и 6 секунд на цель. За 6 секунд можно преодолеть не менее 30 метров. Допустим, до рубежа 90 метров добралось только 8 человек. Теперь у них есть возможность двигаться только короткими (по 2 секунды) перебежками, преодолевая по 5-10 метров пути за раз. А у пилота есть 8 подготовленных разъярённых военных на дистанции меньше 90 метров, которые уже преодолели 200 метров под огнем и потеряли всего 20% сил. Сколько из них удастся поразить? Сыграйте в страйкбол – вы получите ответ на вопрос «По скольким из них удастся хотя бы прицелиться?». Заметье, расчет исходя из того, что противник «тупой», а желание взять пилота живым «зашкаливает». Если же противник разобьется на пары и тройки, которые будут согласованно «придавливать» пилота огнем к земле и двигаться… Ну, вы поняли. Кстати, по ТУ НАЗ-ИР у пилота должно было быть 5 магазинов к АПС, а на фотографии показали только 3. Ещё 2 он выбросил пустыми в горячке боя? Или ему их не положили перед вылетом для облегчения веса жилета? Думаю, эту тайну лётчик унёс с с собой. Даже для Министра обороны.

Я считаю, что убедительно доказано: у майора Филипова шансы выжить без своевременного прибытия ПСС стремились к нулю. Во многом – из-за его оснащения и подготовленности. Что же касается героического отказа от сдачи в плен – да, это поступок и пример героизма. Только мне лично нравятся другие примеры, когда летчики в плен сдавались. Почти все они родом из Великой Отечественной Войны: В.И. Муратов, С.И.Вандышев, А.А.Печерский, В.Д. Лавриненков, Н.К. Лошаков и, безусловно, М.П. Девятаев. Последний не только сбежал, захватив образец вооружения противника He-111 – но ещё и сообщил ценные разведсведения о позициях ракет «Фау», а также вывез домой 9 боевых товарищей. Есть такие примеры и в истории новой России. Например, экипаж В.И. Шарпатова принудительно посаженного Ил-76 в Кандагаре в 95 году. На подготовку побега экипаж потратил  год – но этот побег состоялся и был успешным.

Хотел я привести еще примеры подготовки и оснащения пилотов западной военной авиации – да материал итак получился очень объемным. Если читателю это интересно, то я напишу о теме отдельную статью.

Выводы простые: соблюдать надо требования руководящих документов, которые Вы сами же и утвердили, товарищ Министр обороны. ГРАМОТНО надо оснащать людей (ст. 26 НПСП-2001), товарищ Министр обороны. ХОРОШО надо их готовить, с учетом недавнего боевого опыта и историй давно минувших дней (ст. 9 и 10 НПСП-2001). И тогда глядишь у нас будут живые Герои РФ. А начальника ПС и ПДС ВКС РФ, вредящего своим бездельем ничуть не меньше террористов, Вы увольте без выходного пособия. А лучше отправьте в Сибирь дубы косить. Не без оснований полагаю, что положительно скажется на ходе реформирования Вооруженных Сил.

Эффекты популяризации законодательства и наделения исключительными полномочиями Военной Прокуратуры тоже довольно смешные. Ни за каким соблюдением именно военного законодательства они не следят, как показывает практика. А в этом случае – скорее всего, и не знают его.

foxbat05.livejournal.com

«Я - вертолетчик». Часть третья

5:02 / 06.05.16«Я - вертолетчик». Часть третья

Фото: Денис Мокрушин

Окончание интервью с пилотом армейской авиации, имеющим опыт полетов на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-35М и Ми-28Н.

Подготовка

- Каков сейчас налет у пилотов?

- Налет стараются обеспечить максимально возможный, не менее 50 часов каждому. В среднем, у каждого выходит, если в командировки летать, 100 часов и больше.

- А норма налета какая?

- Норматив двойной сейчас: 40 часов, чтобы платили «за особые условия», и 50 часов, чтобы «год за два» шел.

- Читатели достаточно много спрашивали о тактике действий, экипировке, подготовке. Вопрос о последней: «Тренажеры новых вертолетов есть?»

- Да, для всех новых типов вертолетов наша авиабаза получила тренажеры.

- Опытному летчику необходимо ими пользоваться?

- Тренажеры, конечно, нужны. Всегда, когда производится подготовка к полетам, то проводятся тренажи в кабинах вертолетов. Тщательно отрабатываются действия в особых случаях. Тренажеры помогают набивать механику: что и как включать/переключать/выключать в тех или иных случаях. Это сильно экономит время, так как не надо, сидя в кабине вертолета, представлять себе ту или иную ситуацию в голове и щелкать тумблерами, якобы управляя машиной. Тренажер позволяет смоделировать настоящий полет и понять, что будет в результате тех или иных твоих действий.

- Есть ли экипажи, которые имитируют тактику использования вертолетов наших «иностранных партнеров» на учениях?

- Есть нечто похожее. Например, учебный полет на «воздушный бой»: мой вертолет должен перехватить вертолет «нарушителя». - Как часто на учениях отрабатываете пуски управляемых ракет?

- Нет какого-либо «железного» графика. В год по несколько раз. Минимум один раз в год производятся сборы по пуску управляемых ракет для всех летчиков, которые стреляют в первый раз, у кого вышли какие-либо перерывы.

- Сколько ракет выделяется на одного человека на стрельбах?

- По-разному. Весной вот четыре отстрелял. Для тренировки мне этого вполне хватило.

- Прыжки с парашютом отрабатываете?

- Регулярно. Не менее двух прыжков в год. Но если есть диагноз «остеохондроз», то от прыжков освобождают.

Экипировка

- Комбинезоны и перчатки для пилотов изготовлены из негорючих материалов?

- Это всегда основное требование на все комбинезоны. Синие комбинезоны, в которых мы ходим, они изначально идут с антигорючей и антипромокаемой пропиткой. И они не горят, а даже если комбинезон загорится, то открытого огня не будет, будет тлеть.

- Пробовали сами поджигать ради интереса?

- Тяжело поджечь, тлеет и все. Нет открытого пламени. Но за ними уход нужен. Как-то одна дама удивилась, когда ей сказали, что мы эти комбезы просто стираем в обычной машинке. Она очень удивилась, мол, их же надо в специальную химчистку отдавать, если сам постирал, то пропитка эта исчезнет. По идее, они, когда разрабатывали этот костюм, предполагали, что в каждой части будет своя специальная прачечная, где комбинезоны будут нам стирать, гладить, пропитывать заново. По факту этого нет, сами постирали, погладили, надели. - Может стоит какую-нибудь пропитку покупать? Берете что-нибудь такое?

- Я не пропитываю ничем.

- Еще про перчатки спрашивали.

- Да, выдают шевретовые перчатки. Есть теплые перчатки, зимние. Кожа, хорошие. И по качеству лучше, чем летний вариант. Я летаю в перчатках с обрубленными пальцами, как мотоциклетные, из тонкой кожи. Пробовал летать в перчатках, которые выдают, но не пошло. Я люблю, чтобы пальцы чувствовали, к чему прикасаюсь.

- Вопрос по ботинкам: удобно в штатных летных пилотировать?

- Если разносишь их – да. Удобные ботинки, хорошие, мягкие.

- Бронежилеты используете на боевых вылетах?

- В «8-ке» раньше использовали бронежилеты, когда у них впереди был «балкон» стеклянный: бронежилеты укладывались вперед, стекла закрывали, на блистеры вешали. Сейчас там на новых машинах бронеплиты стоят. В бронежилете очень тяжело летать. Летчику приходилось по 5, по 6, по 7 часов в день летать, а то и больше, и постоянно при этом в бронежилете находиться. Не каждый физически подготовленный человек выдержит. Если вдруг придется вынужденно покинуть машину, то бронежилет - это лишний вес и возможная причина зацепа. Сейчас летают с НАЗ-ИР. Жилет и в нем куча карманов, где бинты, компас, зеркала, магазины для АК и пистолета и т.п.

- На «28-м», «35-м» бронежилет не нужен?

- На «28-м» тесновато будет в бронежилете сидеть, потому то кабина поменьше, чем у «35-го». На «28-м» я не вижу смысла, кабина защитит. На «35-м» тоже тяжеловато. Видел, наши братья по разуму, «за ленточкой», понаизобрели чуть ли не рыцарские доспехи для летчика. Ну, пусть сами попробуют в них полетать. Они охренеют.

- Вы сейчас про украинских волонтеров?

- Да-да. Я до слез смеялся. Ты попробуй в нем залезь в вертолет и полетай.

Экипировка, подаренная волонтерами украинским вертолетчикам / Фото: М. Станиславский - То есть, эти бронежилеты, в которые они обряжают летчиков, с таким воротником гигантским – это от небольшого ума?

- Напомню опыт. Почему у летчиков Первой Мировой белые шелковые шарфы были? Все считали, что это финт, отличительная черта и чуть ли не гламурность. На деле, чтобы шея не натиралась о воротник. Летчик должен крутить головой на 360 градусов постоянно. Чем больше ты головой крутишь, тем больше ты натираешь шею. А в этих брониках – это бред полный. Такого летчика надолго не хватит. Там не только шею натрешь.

- Возвращаясь к НАЗ-ИР. Вы только штатные жилеты используете?

- Штатные. У нас требования очень жесткие и не допускается с другой экипировкой летать. Именно сейчас. Раньше летали в том, в чем удобнее было. НАЗ-ИР нормальный, приспособлен ко всему. Карманов хватает. От Стечкина у меня влезало 5 магазинов. Один в пистолете, 4 магазина распихал, россыпью можно кучу патронов напихать. Автоматные магазины можно засунуть. В Сирии летчики в таких летают тоже.

Кстати, на «24-ке» в Чечне выдавали и сейчас в Сирии им дают этих «ублюдышей» – АКС-74У. Ну, хотя бы не пистолет, уже хорошо.

- Если на боевые лететь, то с собой лучше больше патронов взять?

- Желательно, да. Потому что надо какое-то время выиграть, пока за тобой поисково-спасательный отряд не прилетит. Конечно, сейчас они летают с автоматом. У них, по-любому, еще и пистолет с собой, куча патронов. Мне отец еще рассказывал: карманы есть свободные, пихай патроны, мало ли что. И «ублюдыш» постоянно с двойным магазином. - Из еды что-нибудь дополнительное берете?

- В боевых условиях пайки выдаются, те же самые, что и все кушают - ИРП. Еще под парашютом у нас есть носимый аварийный запас. Так по минимуму: мачете, зеркало, сахар, чтобы продержаться, энергию откуда-то получать.

- Какими очками для полетов ночью Вы пользуетесь?

- У меня лично ГЕО-ОНВ-1. Сейчас новые пошли: ГЕО-ОНВ, доработанные, у них матрица получше, разрешение выше, шумов меньше в итоге. Уже нет этой зернистости. У наших заклятых партнеров очки в этом плане лучше. Те же французские, американские. - Сухопутная практика с покупкой себе снаряжения среди летчиков не распространена?

- Нет. Во-первых, это все очень дорого стоит. Во-вторых, они не будут приспособлены к системе питания – они же питаются от сети вертолетной. На аварийный случай в противовес к очкам вставляются 4 аккумуляторные батарейки. Обычные пальчиковые. Это на случай, если сеть обрубится на вертолете, чтобы было питание, чтобы хватило их на какое-то время, долететь. Если и они сядут, то очки откидываешь и летишь уже как во время простого ночного визуального полета. Естественно, есть ограничение по высотам, когда в очках и без летаешь. В очках можно летать на предельно малой высоте – 50 метров. Ночью при визуальных полетах без очков - не ниже 200 метров.

- Не мешает ли узкий сектор обзора при использовании очков ПНВ?

- Нет, не мешает. Привыкаешь. Там не на все смотришь в очках. В очках смотришь только за кабину, а в приборы ты смотришь уже глазами – отводишь глаза и приборы видишь. Поэтому зеленый подсвет нужен. На «24-х» стоит красный подсвет - это самое важное отличие 24-ки от остальных. На «35-х», «28-х», на Ми-8АМТШ новых – у них зеленый подсвет для того, чтобы не было цветового удара по глазам. Поменяйте на 24-ке подсвет и вертолет (будет) готов к полетам ночью в ОНВ. Но долго в очках летать нельзя: глаза устают сильно. - Какое ограничение по времени на полеты в них?

- Не более 3 часов можно летать. - Будет ли более комфортно, если сектор обзора ночных очков увеличат за счет применения дополнительных монокуляров – 4 вместо 2?

- Главное, чтобы они не искажали картину восприятия. Конечно, я считаю, лучше будет, если сектор обзора будет больше: и приятней, и меньше движений головой. - В очках часто приходится головой крутить?

- Не сказать, чтобы часто. Если ночью летишь, они и не нужны. Это только в боевой обстановке или, когда в горах выполняются полеты, приходиться использовать. Конечно, чем больше сектор обзора, чем больше летчик видит, тем лучше.

Фото: Денис Мокрушин

- Какие пожелания в плане оборудования для ночных полетов?

- РЛС не помешало бы принять же и поставить. Потому что, видя, как на «52-м» она работает, как она показывает всю подстилающую поверхность, все препятствия… Хотелось бы и на «28-м» иметь такую же РЛС. Она очень хороша. Упростит ночные полеты, полеты на предельно малой высоте.

- Как у нее с видимостью линий электропередач?

- Она опоры видит. У нас даже при визуальных полетах, видишь опору и по правилам всем, мерам безопасности, проходишь только над ней. Есть на ней провода, нет проводов, ты их можешь не увидеть. Главное, если ты увидел, что столб торчит, то лучше лететь над столбом.

- В порядке лихачества никто под проводами не пробовал пролететь?

- Нет, таких дураков не знаю. Столкновения с проводами обычно печально заканчиваются.

Тактика действий

- Насколько защищены современные вертолеты от огня с земли?

- В зависимости от калибра, в зависимости куда попадет. У всех вертолетов, что в «24-ке», что в «8-ке», идет дублирование всех жизненно важных систем. На «28-м» почему двигатели разнесены в разные стороны? Не как у «35-го», у «24-ки», где они рядом наверху стоят. Они собой прикрывают наиболее важные узлы по принципу экранирования менее важными элементами более важных. Например, на Ми-24 главный редуктор один, если в него попасть, он развалится, все заклинит, и ты камушком вниз упадешь. На «28-м» двигатели разнесены, и, если даже будет поврежден один двигатель, он возьмет удар на себя, и редуктор не пострадает. И все важные системы занесены именно за двигатель, спрятаны так, чтобы двигатель нес функцию бронеэкрана.

По живучести. На «28-м» стекла не берет даже 23-мм снаряд, даже 30-мм не берет, бронирование кабины хорошее. На «24-ке», «35-м» бронелисты, ну, 7.62-мм выдержат. 12.7-мм они уже не выдержат. Опять же, смотря куда попадет. Пуля – дура. Бывали случаи, думаешь, ну, как она могла именно так попасть, что именно в ту систему. Иногда достаточно одной пули бывает. А бывали и случаи, когда по 100 пробоин привозили люди с одного вылета и ничего важного задето не было. Все ремонтировалось на земле, дырки быстро заклепали и полетел дальше.

- Летчик чувствует, что в вертолет попали?

- Когда как, обычно слышно, если ближе к кабине попадания, а если дальше, то на земле только обнаружишь. Ну и, если попадания вызвали повреждение каких-либо систем вертолета, тут уж не спутаешь. - Проводятся ли учения типа «полет в условиях огня с земли»?

- Да. Взять хотя бы «Авиадартс», где было упражнение «Преодоление зоны ПВО» с «Панцирями». - Какие тактические приемы использует подразделение при работе в условиях насыщенной ПВО?

- Если у противника сильная система ПВО, то одни вертолеты никогда не отправят. Смысл лететь, как животным на убой? Перед нашим использованием должны подавить ПВО, и только потом начинается наша работа, непосредственная поддержка переднего края.

- Как избежать огня с земли: стрелкового оружия, зенитной артиллерии? Ракет ПЗРК?

- ПЗРК – немного способов. Например, можно летать на фоне теплой, освещенной горы, чтобы не было контраста сильного, со стороны солнца заходить. Надо создавать «пускачу» такие условия, чтобы он не смог по тебе прицелиться. Это полеты на низких высотах и желательно за искусственными либо естественными препятствиями. Чтобы был постоянный срыв захвата головки наведения, чтобы он наколол аккумуляторы все и выкинул свою трубу.

По стрелковому вооружению те же самые приемы. Низкие высоты, использование рельефа местности, искусственных и естественных препятствий. Где-то полеты не прямолинейные, а с изменением курса – зигзагами, со скольжением, по-всякому. Лишь бы уменьшить возможность стрелку попасть. Даже, если он прицелился в тебя, взял точку упреждения, достаточно создать вертолету скольжение, но не подавать виду, что ты меняешь курс полета. И, если будет скольжение, его точка упреждения будет похерена, он уже не попадет. Двигаться надо. Кто-то сам какие-то маневры вырабатывает.

- Положим, летчик увидел стрелка с ПЗРК на изготовку. Что делать в этом случае?

- Желательно его, конечно, убрать постараться. Либо передать на пункт управления координаты, где ты его засек, чтобы с земли его сняли. Либо разрешение можно спросить, и быстро изменив траекторию полета, зайти с другой стороны, попытаться его устранить. Но не факт, что, услышав вертолет, он будет стоять на одном месте и ждать.

- То есть, тактика выбирается по ситуации?

- Да. По рассказам сослуживцев, если уже видели пуск, засекали место пуска по шлейфу, то туда сразу же работали, чтобы уничтожить возможного второго «пускача». Если даже ты не попадешь по нему, то хотя бы напугаешь, чтобы он ноги сделал. Повторюсь, можно попытаться устранить, но не факт, что он будет на том же месте. Он может сменить позицию и поджидать тебя уже на новой позиции. И он увидит тебя быстрее, чем ты его.

- Если это подвижная зенитная установка. Вот Вы ее обнаружили, но возможности сразу атаковать нет, а она уже открыла огонь по вертолету. Что предпринять в этом случае?

- Уходить надо. Падать на предельную высоту и уходить. Если она движется, едет, по ней можно стрелять. Но, если она уже расчехлила стволы, то будет опрометчиво на нее соваться. Можно просто передать координаты и с земли ее кто-то подобьет, либо уже с самолета ей прилетит. Либо, если на подвесках у тебя управляемое вооружение имеется, просто отойти на безопасную дистанцию и ее снять. - А если Вы на «28-м», «35-м», где пушка в подвижной установке?

- Если успеет оператор среагировать, развернуть и навести пушку, то можно попробовать очередь дать. В зависимости от того, какая дальность и под каким ракурсом ты будешь к ней подходить. По ситуации надо действовать. Почему парами летают всегда? «Чехи», если они работали с ПЗРК, всегда старались бить по ведомому. Ведущего никогда не трогали, а если и трогали, то это дилетанты были. Потому что, если начнут работать по ведущему, то ведомый увидит, и он обязательно накажет, устранит угрозу. Поэтому всегда старались устранить ведомого. Потому что глаза сзади – это ведомый. Когда ведомого сбивают, ведущий может просто не увидеть из-за ограниченного обзора, откуда был произведен пуск. Он не сможет среагировать оперативно. Так и с «зэушкой». Если она начнет по ведущему долбить – ведущий может уйти в сторону и передать ведомому координаты. Ведомый уже спокойно подойдет, и пока зенитчик стволы на него развернет, ведомый сможет по нему отработать. Опять же, должен быть хороший интервал, чтобы позволял среагировать ведомому. Многие тактические приемы самими придумываются. В зависимости от местности. У нас даже в тактике прописывается, есть какие-то лекала, какие-то удары, эскадрильи, звена. Но потом дописка: не надо руководствоваться и считать это догмой, что надо именно так действовать. Нужно использовать свою голову и возможности вертолета. Главное, чтобы это было эффективно. Можно хоть что придумать… Например, НАР разрешено пускать с кабрирования. Есть пикирование, когда вертолет идет вниз, а есть кабрирование, когда он идет вверх. Зачем, зная расположение цели, входить в зону поражения, когда можно с большей дальности послать ракеты вверх и уже баллистика сделает свое дело? Угол создаешь положительный, нос приподнял, НАР стрельнул. Да, площадь рассеивания будет больше. Но, если ты правильно учел угол, то примерно туда, куда надо попадешь, панику в ряды противника внесешь. Можно подальше отойти, с 6 километров НАР врезать, они уйдут вверх, потом по пологой траектории опустятся.

- Читатели интересуются: «В некоторых роликах видно, как вертолеты проходят парой. В некоторых крутят карусель с боевыми разворотами. В каких случаях какие приемы используются?»

- Полет до цели всегда идет парой. Если надо не в первый заход «разгрузиться», то интервалы увеличиваются, чтобы встать в «карусель», сделать несколько заходов. Для чего делается «карусель»? Для того, чтобы ведущий мог наблюдать ведомого. Увеличивается сектор обзора до 360 градусов, летчики видят всю обстановку на поле боя и могут подсказать друг другу, что у кого за хвостом происходит. Плюс, когда первый отстрелялся и отходит от цели, то второй стреляет и тем самым дополнительно прикрывает отход первого.

Если того требует обстановка, то пара может и поодиночке действовать: один выскочил – отстрелялся, второй выскочил – отстрелялся. В зависимости от цели это может быть, как уже и говорил, полная «разгрузка» за первый заход или же более точечная работа.

- Бронетехника с автоматическими пушками типа БМП, БТР представляет серьезную опасность для вертолета?

- Да. Это довольно-таки серьезное оружие. - Какая против них тактика действий?

- Самое главное, чтобы была хорошая разведка: хороший передовой авиационный наводчик и своевременные свежие данные. Мое мнение: от разведки зависит 70-80% успеха атаки. Разведка дает понимание как подлететь, откуда подлететь, то есть определить нужный тактический прием. Например, БМП можно поразить той же ПТУР, пустив ее с расстояния 5 км и не входя в зону поражения пушки этой машины. Главное понимать, где она, найти ее с помощью прибора наблюдения, привязаться к цели и атаковать. Если это стационарная цель, то по ней сразу можно начинать работать управляемыми ракетами. Если застал колонну бронетехники на марше, то там можно и НАР поработать, заставить остановиться, а потом уйти на дистанцию и ПТУР поработать. Все зависит от конкретной ситуации. Если на земле идет серьезный бой и расчеты со стрелками отвлечены на ведение боя с сухопутными войсками, можно подойти и НАР отработать, и пушечкой хорошо пройтись.

- При атаке живую силу противника хорошо видно? Положим, если она укрывается в застройке и ведет по вертолету огонь?

- Вспышки автоматные видно, дымок. Все от высоты и дальности зависит. Вот в лесистой местности приходится стрелять либо по квадрату, либо по корректировке авианаводчика. Первый пристрелочный делаешь, а дальше он подсказывает: «Левее… Правее…». У нас это называется «группа «Лесоповал» работает»: разгружаешь все в лес, а дальше тебе по данным разведки результаты сообщают.

- Наводчики свои или из сухопутчиков?

- И своих отправляли, но чаще, конечно, сухопутчики. Есть курсы авиационных наводчиков, где они проходят подготовку. Если не ошибаюсь, то в ВДВ всех офицеров обучают взаимодействию с авиацией. Например, несколько лет назад у курсантов 5-го курса РВВДКУ во время марш-броска в горной местности такая тренировка была: я лечу, а они меня по очереди наводят на цель.

Точная работа авианаводчика очень важна. Прилетаешь в район действий, а там, к примеру, большая гора. Наводчик должен дать ориентиры, к которым можно привязаться. Укажет он столб, да? А там в районе их несколько. Ты привязался к одному, а наводчик говорит о другом. Вот уже и ошибка. На земле бой идет на дистанциях 300-500 метров, а то и меньше. Для нас это очень маленькая дистанция, учитывая разлет НАР. Поэтому стремимся работать аккуратнее, уточнять у наводчиков координаты, чтобы не положить по своим.

- Каковы действия при встрече в воздухе с авиацией противника?

- Постоянно отрабатываем поиск и догон вертолета, выход на прицельную дальность, атаку с различных ракурсов и т.п. Если встретились с вертолетом и ты «полный», с боекомплектом, то можно вступить в бой, попытаться его парой закрутить и сбить. В одиночку можно в воздушный бой вступить. Пробовать сбить пушкой, НАР. Управляемых ракет («воздух-воздух») пока нет. На Ми-28Н должна быть «Игла», но ее пока не ставят. Если пустой, БК нет, то уходить, укрыться по возможности.

- Если самолет?

- Если это истребитель, то попроще, можно уйти на «предел», тогда он может тебя даже не увидеть и его с земли не смогут навести. Уменьшить скорость вертолета, потому что ему будет тяжело погасить скорость, и он просто не успеет прицелиться. Если он уже вышел на атаку, ты его поздно засек, то надо разворачиваться на него и тем самым увеличивать скорость сближения. Это может заставить противника выйти из атаки из-за нехватки времени на прицеливание. В экстренном случае, когда отвязаться не получается, то можно просто сесть и бежать от вертолета, но до такого, думаю, не дойдет.

- Обнаружили в воздухе вражеский беспилотник. Что будете делать?

- Мои предположения: можно попробовать пушкой поработать, НАР. Или просто прогнать его под собой, чтоб потоком воздуха от винтов его свалило. Опять же, смотря какой беспилотник.

Фото: Денис Мокрушин - Типовая цель для атаки с помощью НАР?

- Площадная цель.

- Какова минимальная дистанция для такой атаки?

- Километр. Бывали случаи, что стреляли и ближе, но это на свой страх и риск. Например, старожилы рассказывали, что в Афгане, когда быстро надо было «под себя» стрельнуть, то наклоняли вертолет и били по «бородатым» на 300-500 метров. Но по мерам безопасности должно быть не меньше тысячи метров.

- Есть какие-либо преимущества перед Ми-24 при использовании НАР на новых типах вертолетов?

- У новых вертолетов в этом случае только одно преимущество: прицельные станции, которые могут обнаружить цель, привязаться к ней и визуально ее разглядеть на экране. В плане стрельбы: ракеты точнее лететь не стали, блоки те же самые висят, ракеты те же. Если в автоматическом режиме стрелять, то все зависит от исправности и должной работы автоматики, если в ручном – то от навыков пилота в стрельбе.

- Если противник находится в здании, а управляемых ракет по тем или иным причинам нет: рассматривается вариант атаки с помощью НАР в этом случае?

- Можно попугать, но особых результатов не будет, если только шальная какая в окно не залетит.

- С чем сейчас летают на выполнение заданий в ходе КТО (контртеррористических операций) на Северном Кавказе?

- Сейчас в КТО обычно берут 2 блока НАР, а управляемое оружие только в том случае, если точно известно, что характер цели требует их применения. Тут даже дело не в том, что УР дорогое оружие, которое будет жалко, если промахнешься, а в том, что у управляемых ракет ограничен ресурс по количеству взлетов/посадок и нахождения в полете. Ракета не может летать более 30 часов, после этого ее необходимо возвратить на завод на обслуживание.

- Осталась последняя пара вопросов: про деньги и видение перспективной техники. Каков размер денежного довольствия?

- 50 тысяч у молодого есть, но только если он начал летать и выполнил норму налета для получения надбавки за ОУС (особые условия службы - прим.). А дальше все зависит от выслуги, звания, должности, класса, удаленности и т.д. На сайте Минобороны есть калькулятор расчета денежного довольствия, кому интересно, могут сами прикинуть сколько выходит.

- Каким Вам видится ударный вертолет будущего?

- Представления должны исходить из условий боевых действий. Если взять те же локальные конфликты, борьбу с отдельными группами, которые передвигаются и прячутся в лесу, то все-таки больше надо, чтобы хорошо работали обзорно-прицельные станции. Те же РЛС, те же тепловизоры. Они и сейчас уже работают, но я считаю, надо уже больший акцент на этом сделать. Чаще использовать лазерную подсветку цели. Это намного упрощает наведение на цель, ту же работу авиационного наводчика. Чтобы не кричали тебе в трубку: «Эй, тут правее этого куста! Нет, чуть левее!». Чем быстрее ты получаешь информацию на поле боя, тем быстрее ты сможешь помочь.

- Большое спасибо за интересное интервью!

МОСКВА, сайт twower.livejournal.com, Денис Мокрушин. Записки русского солдата 1

Оригинал

www.arms-expo.ru

НАЗ членов экипажей самолетов. / НАЗ и все что с ним связано / НеПропаду

Для тех кто НАЗ комплектует, носит, применяет. Общая концепция чтоб была ясна (при комплектовке), публикую НАЗ разработанный опытными людьми в лохматом 1966 году. Перед экипажем самолета (летательного аппарата), оказавшегося в условиях автономного существования, возникает ряд задач, от решения которых зависит сохранение жизни и здоровья. Это защита от неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, оказание первой доврачебной помощи пострадавшим, удовлетворение потребностей в воде и пище, преодоление стрессового состояния и т. д. С увеличением дальности полета самолетов и в связи с этим — возможности быстрого перемещения экипажа из одной географической зоны в другую возникла необходимость создания унифицированного многоцелевого НАЗа. Исследования проводились в лесисто-болотистой местности тайги, в верховьях реки Хор, что в Хабаровском крае в сентябре-октябре 1966 года. Испытывались изделие «Окунь» (обмундирование со специальными приспособлениями для подъема с помощью вертолета), лодка-палатка, нож-пила, гамак, нож-мачете, наручный компас и т. д. Итогом проведенных исследований явилась разработка нового НАЗ-7, его модификации НАЗ-7М, а затем и НАЗ-8, комплектация которых предусматривает возможность их использования в любом районе земного шара. Носимые аварийные запасы НАЗ-7, НАЗ-7М, НАЗ-8 предназначены для поддержания жизнедеятельности члена летного экипажа и подачи им сигналов о своем местонахождении после вынужденного приземления или приводнения.

Все НАЗы содержат :1. Средства сигнализации и связи2. Аварийный запас пищи и воды3. Аварийную медицинскую аптечку4. Лагерное снаряжение(Но их состав во всех трех НАЗах несколько отличается.)НАЗ-7(10 кг)В зависимости от районов, над которыми проводятся полеты, в НАЗ-7 дополнительно включаются:— для снежных районов — складные лыжи-снегоступы— для безводных районов — два бачка с водой по 1,5 литра— для полетов над морем — лодка МЛАС-1 «ОБ» (плот ПСН-1) с пакетом флюоресцеина (сигнальный краситель), опреснитель ХО-2 и 10 брикетов опреснителя (каждый брикет опресняет 700 г. морской или 350 г. океанский воды)Средства сигнализации и связи1. Радиостанция Р-855УМ (Р-855А1) с батареей «Прибой»2. Электрический фонарь3. Свисток4. Сигнальное зеркало5. Сигнальный патрон ПСНД6. 15-мм сигнальные патроны со стреляющим механизмомАварийный запас пищи и воды1. Мясные консервы2. Сахар-рафинад3. СольАварийная медицинская аптечка1. Бинт2. Йод3. Пантоцид4. Лейкопластырь бактерицидный5. Средство от комаров6. Перкофен7. Кофеин8. Левомицетин9. Сульфадемизин10. Упаковка-сковородкаЛагерное снаряжение1. Патроны к пистолету2. Компас3. Нож-пила4. Пила проволочная5. Спички ветроустойчивые6. Сухое горючее7. Полиэтиленовая фляга для воды с чехлом8. Консервооткрыватель9. Очки-светофильтры10. Рыболовная снасть в упаковке— леска— крючки— грузила— блесны— поводки— искуственные приманки

НАЗ-7M, (11 кг).

Средства сигнализации и связи1. Радиостанция Р-855УМ (Р-855А1) с батареей «Прибой»2. Сигнальный краситель3. Сигнальное зеркало4. 15-мм сигнальные патроны со стреляющим механизмом5. Лодка МЛАС6. Автоматический радиомаяк «Комар-2М»

Аварийный запас пищи и воды1. Карамель леденцовая2. Бачок с водой3. СольАварийная медицинская аптечка1. Бинт2. Йод3. Пантоцид4. Пакет перевязочный5. Промедол6. Морфин7. Мягкая упаковкаЛагерное снаряжение1. Запас патронов2. Нож-мачете3. Нож-пила4. Спички ветроустойчивые5. Сухое горючее6. Очки-светофильтры7. Упаковка-сковородка

НАЗ-8, (18 кг).Средства сигнализации и связи1. Радиостанция Р-855УМ (Р-855А1) с батареей «Прибой»2. Сигнальный краситель3. Электрический фонарь4. Свисток5. Сигнальное зеркало6. Сигнальный патрон ПСНД7. 15-мм сигнальные патроны со стреляющим механизмом8. Лодка МЛАС-19. Автоматический радиомаяк «Комар-2МАварийный запас пищи и воды1. Мясные консервы2. Сахар-рафинад3. Соль4. Бачок с водой 1.9 л.5. Бачок с водой 0.6 л.6. КонсервооткрывательАварийная медицинская аптечка1. Бинт2. Йод3. Пантоцид4. Лейкопластырь бактерицидный5. Средство от комаров6. Перкофен7. Кофеин8. Левомицетин9. Сульфадемизин10. Промедол11. Аэрон12. Упаковка-сковородкаЛагерное снаряжение1. Запас патронов2. Нож-мачете3. Нож-пила4. Спички ветроустойчивые5. Сухое горючее6. Очки-светофильтры7. Полиэтиленовая фляга для воды с чехлом8. Компас9. Шерстяная шапочка10. Сетка-накомарник11. Рыболовная снасть в упаковке— леска— крючки— грузила— блесны— поводки— искуственные приманки

Вот так видели НАЗ в СССР. По моему очень практично, хоть и (если обратили внимание) вес комплектов запредельный, но тогда и не было еще таких материалов как сегодня, сегодня все легче, удобнее и функциональнее. Для поддержания жизнедеятельности самое оно))Как бы сегодня не выглядел НАЗ для летчиков, наверняка приведенные выше комплекты легли в его основу.ИсточникИ да пребудет с вами сила!

nepropadu.ru

Неприкосновенный аварийный запас │ как сделать носимый аварийный запас

Во время любого путешествия или экспедиции по суше, морю или воздуху может возникнуть критическая ситуация, когда потеряны вещи, требуется добыть огонь, пищу, оказать минимальную медицинскую помощь. При этом поможет выжить носимый аварийный запас (НАЗ), иными словами, — набор для выживания. Это минимальный набор необходимых предметов для человека или группы людей, попавших в экстремальные условия. Дополнительное название набора – неприкосновенный запас, означает, что воспользоваться им нужно только при крайней необходимости, а не тогда, когда просто захотелось кушать в лесу. Никто не знает, когда может случиться неприятная ситуация, чтобы воспользоваться НАЗом, чтобы выжить.

Носимый аварийный запас состав

Существуют специально укомплектованные НАЗы (носимые аварийные запасы) для летчиков, военных, морские, а также туристические наборы. Кроме того, НАЗ всегда можно собрать самостоятельно.

Существуют общие требования к любому НАЗу:

  • Поскольку НАЗ требуется постоянно носить с собой, он должен быть очень компактным.
  • Контейнер для комплекта должен быть герметичным, прочным.
  • Предметы для комплектации набора должны быть качественными и выдерживающими длительный срок хранения.
  • Носимый набор должен иметь минимальный вес при максимальной практичности.
  • Наличие многофункциональных предметов в наборе.

НАЗ выживания в лесу

Попав в экстремальную ситуацию в лесу, когда гаджеты потеряны или не работают, необходимо позаботиться об устройстве места для ночлега, разведении костра, добычи пищи. Самое главное, что нужно сделать, в создавшемся положении, — успокоиться, проанализировать все возможные нюансы ситуации, взять себя в руки и наметить дальнейший план действий. При этом очень пригодится носимый аварийный запас. Для выживания в лесу он должен быть укомплектован следующими предметами:

  • Огниво, трут, или охотничьи спички.
  • Фонарик
  • Свечка для освещения или как вспомогательное средство для разжигания костра.
  • Обрезок оргстекла как замена свечки или ее дополнения.
  • Увеличительное стекло
  • Обеззараживающие таблетки для фильтрации воды.
  • Нитки с большой иглой.
  • Маленькое зеркало
  • Рыболовные крючки, леска, грузила. Понадобятся для добычи рыбы и птицы.
  • Пластиковый пакет для защиты одежды, переноски воды.
  • Ножовка
  • Антибиотики
  • Раствор марганцовки.
  • Лейкопластырь, который может использоваться как изолента.
  • Лезвие канцелярского ножа
  • Проволока
  • Карандаш
  • Свисток
  • Резиновый жгут

Как сделать носимый аварийный запас

Наз для выживанияНаз для выживания

Аварийный запас всегда формируется индивидуально, исходя из условий планируемого пребывания, времени года, продолжительности по времени, особенностей местности. Например, не стоит комплектовать набор для выживания змеиным противоядием, если местность, куда вы собираетесь, не населена змеями. При формировании индивидуального НАЗа следует учитывать рекомендации по поводу того, что таких наборов лучше взять несколько: один из них расположить в машине, второй в рюкзаке, еще несколько можно разместить в ручной клади, кошельке, кармане. Самыми миниатюрными являются наборы в капсулах или пеналах, которые можно носить на шее, вшить в одежду и т.д.

Чтобы сделать набор для выживания, необходимо некоторые предметы нужно герметично упаковать. Для этого понадобятся:
  • Медицинская капельница
  • Одноразовые шприцы различной емкости (от 5 до 25 мл)
  • Пластиковые пакеты с застежкой-молнией, также различного размера
  • Большая парафиновая свеча
  • Зубочистки
  • Зажигалка
  • Нож

От медицинской капельницы нужно отрезать часть трубки, одно отверстие которой запаять зажигалкой с помощью ножа. Внутри помещаются необходимые предметы, второй конец запаивается. Заполнить такую тару можно иголками, сыпучими предметами. Следующая упаковка изготавливается из шприца: примерно до деления 2 мм он заливается жидким парафином. Затем он проталкивается поршнем, чтобы парафин попал внутрь носика шприца, потом оставляется для застывания. Получился герметичный цилиндр, внутри которого можно разместить обожженную вату для дальнейшего использования в качестве трута. Далее, если необходимо отграничить содержимое упаковки от парафина, на него укладывается ватный шарик или отрезается резиновый поршень и помещается на эту пробку. Если шприц большой, его можно полностью заполнить парафином, который при необходимости легко извлекается нагревом или твердым предметом.

В качестве основной упаковки НАЗа можно использовать пластиковый контейнер, а лучше – обычную жестяную коробку от чая. У такой тары масса преимуществ: она оснащена замком (иногда ручкой), легкая, герметичная (для большей надежности можно обмотать ее армированным скотчем), помимо основного назначения ее можно использовать как тару для воды, сковородки, коптильни, чайника.

Приступая к комплектации аварийного запаса, нельзя забывать про зажигалку и спички. Последние лучше использовать охотничьи или в парафине. Кроме этого, если вы умеете пользоваться огнивом, нужно положить и его. Далее, нельзя забывать про нож, а лучше будет, если взять с собой кроме крупного охотничьего ножа, еще и мультитул. Чтобы сохранить их работоспособность, нужно правильно их упаковать. Для этого используется специальная вощеная бумага, в которую заворачиваются ножи, смазанные маслом. Кроме ножей, НАЗ нужно укомплектовать скальпелем, лезвием от опасной бритвы, алмазным бруском для абразива.

Понадобится и лупа, которую можно использовать как огниво, рассмотреть рану и т.д. Для добычи огня при экстремальных условиях понадобятся также кремни от зажигалки, маленькая восковая свеча (ее стоит обернуть в фольгу), таблетка сухого горючего. Вторая свеча будет выполнена из парафина, который залит в шприц. Восковую свечку лучше не использовать, пока батарейки в фонарике не сядут. Все эти предметы не позволят остаться без костра в нужный момент.

В отдельную упаковку кладутся рыболовные снасти: крючки, карабин, леска, грузила, стальной поводок. Это поможет добыть рыбу, а леску с крючками можно применять и для ловли другой, мелкой, дичи.

Кроме вышеперечисленного, важно не забыть про запас еды, который поможет продержаться от нескольких часов до суток. В маленькие пакетики с замком нужно положить леденцы, несколько кусочков шоколада, соль, приправу, заварной чай, соду, перец чили. Сода поможет избавиться от приступа зубной боли или изжоги, а перец сможет перебить любой запах и вкус дикой пищи. Также понадобится кусок фольги – в ней можно запекать еды или герметизировать предметы.

Носимый аварийный запасНосимый аварийный запас

Два оранжевых шарика могут служить емкостью для воды или сигналами бедствия, если закрепить их на берегу или кронах деревьев. Также нужно положить таблетки для обеззараживания воды, марганцовку, питьевую трубочку. Она поможет пить воду из придонных труднодоступных мест водоема. Чтобы не пить грязную воду, в трубочку можно вставить сигаретные фильтры.

Из инструментов понадобится также проволочная пила. Кроме этого, НАЗ укомплектовывается мотком проволоки разного диаметра, капронового шнура, изолентой, проводом сечением 1мм, суперклеем, зеркалом для подачи сигнала бедствия из полистирола толщиной 1 мм, большим мешком для мусора. Важно не забывать про медикаменты.

На случай, если основная коробка с аварийным запасом пропала, пригодится спасательная капсула, которая носится на шее. Она включает герметичный контейнер с таблетками (сумамед, кетарол, нитроглицерин, акватабс по 2 шт.), в отдельной трубке – игла с нитью, лезвие скальпеля, 2 охотничьи спички, крючки, марганцовка, трубка с чили. Этот контейнер обматывается изолентой, капроновой нитью, а весь комплект обматывается пятью метрами лески.

pohod-lifehack.ru

Если собьют: что входит в набор выживания российских летчиков-штурмовиков в Сирии

Работа военного летчика всегда сопряжена с опасностью быть сбитым и оказаться на чужой территории. В Сирии, где террористы вооружены не только простыми пулеметами ДШК и их аналогами, артиллерийскими установками ЗУ-23−2, но и, как показывают последние события, — ПЗРК, вероятность быть сбитым возрастает в разы.

42.TUT.BY посмотрел, чем располагают российские летчики на случай чрезвычайной ситуации. Часть предметов из НАЗ (носимый аварийный запас) пилотов можно увидеть в репортаже журналистов ТК «Звезда».

Изображение: youtube.com«АСП-74В». Изображение: youtube.com

Первое, о чем говорится — это авиационный спасательный пояс «АСП-74В». Он необходим в случае, если летчику придется покидать самолет над морем. По бокам можно видеть синие «поплавки» (камеры плавучести) — они помогают пилоту продержаться на воде. Камеры наполняются углекислым газом из баллончиков, система газонаполнения включается вручную, предусмотрена возможность поддува ртом через специальные клапаны.

Изображение: youtube.comНАЗ-И. Изображение: youtube.com

Многое из необходимого снаряжения летчик хранит в жилете НАЗ-И. Такой жилет впервые появился у вертолетчиков на Афганской войне. Тогда он заслужил признание не только у них, но и у пехоты. Впрочем, у последних жилет особо не прижился, в первую очередь из-за малого носимого боезапаса (все-таки он ориентирован на нужды летчика в расчете на скорую эвакуацию).

Изображение: youtube.comПистолет Стечкина АПС. Изображение: youtube.com

Для самообороны пилот вооружается пистолетом Стечкина, к которому имеется четыре дополнительных магазина, в каждом по 20 патронов. Итого у пилота с собой всего 100 патронов калибра 9×18.

Изображение: youtube.comЧетыре запасных магазина. Изображение: youtube.com

Изначально АПС создавался для экипажей танков и бронемашин, для которых автомат был слишком громоздким. Стрелять из него двумя руками, по отзывам бойцов, вполне комфортно.

Немалый вес пистолета (1220 граммов) эффективно гасит отдачу, единственное, надо привыкнуть к тому, что затвор ходит взад-вперед, и, кажется, может ударить по лицу. Этот пистолет, кстати, способен вести огонь очередями, при этом его боевая скорострельность возрастает с 40 (одиночными) до 90 выстр/мин. Правда, стрелять в таком случае без кобуры-приклада неудобно.

Изображение: youtube.comИзображение: youtube.com

Обязательны с собой сигнальные патроны калибра 15 мм и ракетница для их отстрела. С виду она, кстати, больше похожа на большую авторучку. Выполнена ракетница из авиационного алюминия. Также для подачи сигнала летчик может использовать ярко-оранжевый дым.

Изображение: youtube.comФ-1. Изображение: youtube.com

Пилот носит с собой несколько гранат Ф-1. Благодаря своей простоте и надежной конструкции «лимонка» состоит на вооружении более 70 лет без существенных изменений. Начинка гранаты — 60 г тротила. Дальность поражения осколками, которых образуется до 300 штук — около 40 м, ударной волной (70−80кПа) — менее 0,5 м.

Пистолета для самообороны, конечно, недостаточно, поэтому в НАЗе находится автомат АКСУ калибра 5,45 и четыре магазина к нему. Кроме этого, имеется аварийно-спасательный маяк, набор необходимых медикаментов, запас питьевой воды и другие необходимые для выживания вещи.

Читайте также:

«Горбатый штурмовик»: что мы знаем о защите и вооружении Су-25

42.tut.by


Смотрите также