10 самых интересных экспонатов из музея-квартиры Пушкина. Жилет пушкина


10 самых интересных экспонатов из музея-квартиры Пушкина

PushkinСегодня я предлагаю виртуально посетить музей-квартиру Пушкина на Мойке, 12, чтобы еще раз посмотреть на уникальные предметы, которыми владел и пользовался великий поэт.

Не так давно, а именно 10 февраля, прошёл день памяти Александра Сергеевича Пушкина. В 1837 году в этот самый день после роковой дуэли с Жоржем Дантесом поэт упокоился в своей квартире на набережной Мойки. Несколько тысяч петербуржцев приходили по этому адресу, дабы выказать последние почести и проститься с поэтом. В 1937 году квартиру сделали музеем, а день памяти стали отмечать ежегодно в доме поэта.

 

Предлагаю фотографии самых любопытных вещей из музея-квартиры Пушкина.

 

 

Uslovija dujeliУсловия дуэли

 

4 (16) ноября 1836 года Пушкину и некоторым его друзьям прислали анонимные пасквили, где присуждали поэту орден «магистра рогоносцев» (или что-то вроде диплома, ключевое слово «рогоносец»). Автор посланий намекал на чрезмерно активные ухаживания со стороны Жоржа Дантеса к жене Пушкина. Конфликт разгорался постепенно, хотя вполне мог вспыхнуть и мгновенно, однако этому помешала свадьба Дантеса на сестре Натальи Николаевны — свояченице Александра Сергеевича. Казалось, разногласия отошли на второй план и могли бы исчерпать себя, если бы не нарастающие слухи и шутки в адрес семьи поэта.

 

 

27 января (8 февраля) 1937 года состоялась дуэль. Условия были жестки, составлял их виконт д’Аршиак. Документ гласил, что расстояние между дуэлянтами было всего 20 шагов, а посередине находились барьеры. Противникам было позволено стрелять сразу же или подойдя к барьеру. Дуэль идёт до тех пор, пока они оба не пустят друг другу кровь.

 

 

 

Zhilet s krov'ju PushkinaЖилет с кровью Пушкина

 

На дуэли Дантес ранил Пушкина в низ живота. Пуля, попав в кость, раздробила её и осталась в теле Александра Сергеевича. Современные медики уверены, что у поэта были бы шансы выжить, пройдя пуля навылет, минуя кость. Пушкин, в пути с места ранения, потерял более двух литров крови, которая щедро пропитала его жилет и рубашку. Наталья Николаевна, жена поэта, передала этот жилет критику Петру Вяземскому, который в целости и сохранности уберёг реликвию. Генетики сумели получить из жилетки образец крови и установили, что кровь у А. С. Пушкина была второй группы. Подле жилета хранится одна из перчаток Вяземского: вторую он решил положить в гроб поэта.

 

 

 

Posmertnaja maska PushkinaПосмертная маска Пушкина

 

В день смерти Пушкина формовщик-литейщик Балин, под наблюдением скульптора С. И. Гальберга, снял маску с лица поэта и смастерил гипсовый слепок. С этого слепка сделали копии, которые теперь хранятся в различных музеях России. «Перед тою минутою, как ему глаза надобно было на веки закрыть, я поспел к нему, — пишет критик П. А. Плетнёв, свидетель гибели поэта, в письме В. Г. Теплякову,  – Тут были и Жуковский с Михаилом Виельгорским, Даль (доктор и литератор), и ещё не помню кто. Такой мирной кончины я вообразить не имел прежде. Тотчас отправился к Гальбергу. С покойника сняли маску, по которой приготовили теперь прекрасный бюст».

 

 

 

Lokon volosЛокон волос

 

Локон темно-русых волос, которые срезали с головы Пушкина в день его кончины, бережно содержатся в серебряном медальоне. Сделали это по просьбе, ещё только начинающего писателя, студента третьего курса Ивана Тургенева. Но хранятся в том медальоне не только локоны Пушкина, там ещё имеется записка Тургенева, которая гласит: «Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30-го января 1837 года, на другой день после смерти. Я заплатил камердинеру золотой. Иван Тургенев. Париж. Август 1880».

 

 

 

Tufel'ki Natal'i PushkinojТуфельки Натальи Николаевны Пушкиной

 

В 1833 году Николай Первый «удостоил» Пушкина званием камер-юнкера. Это обязывало его вместе с женой ходить на придворные балы. Особенные балы, на которые приглашались только самые близкие к императору люди, проходили в Аничковом дворце. «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам), — написано в дневнике поэта. – Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничковом». На балах при дворе жена поэта танцевала в этих самых туфельках. Сшиты они из прюнели – тонкой, но плотной ткани. Обувь из этого материала в 19 веке носили только самые изысканные модницы и элегантные дамы.

 

 

 

Перо

Pero

 

Гусиное перо, которым писал поэт, до сих пор хранит следы чернил. Перо положили на лист бумаги, закрепили нитками, после чего опечатали сургучом с оттиском дворянского герба. На верхнем кончике пера заметна деформация. Друзья Александра Сергеевича вспоминали, что наш любимый поэт во время работы мог вскочить и ходить по комнате, грызть при этом перо или размахивать им в разные стороны. Перо было нестандартным, настолько укороченным, что другим людям было непросто удержать его в руках при письме. Однако Пушкин писал именно такими перьями еще с лицейских лет. Привычка, что тут поделаешь…

 

 

 

Сабля

Sablja

 

Эту саблю, выполненную из Дамасской стали, Александру Сергеевичу Пушкину вручил генерал Паскевич лично, в качестве подарка. На клинке есть гравировка светлой бронзой, и гласит она следующее: «Арзрум. 18 июля 1829». Под Арзрумом Пушкин под предводительством генерала И. Ф. Паскевича принял участие в операции русских войск против турок. «Я прибыл туда в самый день перехода через Саганлу, – писал поэт шефу жандармов А. Х. Бенкендорфу в официальном письме, – и, раз я уже был там, мне показалось неудобным уклониться от участия в делах, которые должны были последовать; вот почему я проделал кампанию в качестве не то солдата, не то путешественника».

 

 

 

Курительная трубка

Kuritel'naja trubka

 

Эта трубку из пенки Пушкину презентовала его внучатая племянница, Верка Пушкина. На трубке нанесены женский и мужской портреты, а также цветочная гирлянда. Друзья и знакомые поэта отмечают, что раскуривал он её обычно во время досуга или редких приступов хандры. Трубку бережно хранят в футляре, обтянутом зеленым сафьяном.

 

 

 

Кресло

Kreslo

 

Александр Сергеевич очень любил посидеть в своём вольтеровском механическом кресле. Его поэт принял в дар от любящей супруги — Натальи Николаевны, на свой 36 день рождения. Кресло тяжело было приобрести по причине его редкости в то время. Оно было хорошо продумано, там даже имеется выдвижная подушечка для ног. В последние полтора года своей жизни великий русский поэт работал, исключительно на этом кресле.

 

 

 

Masljanaja lampaМасляная лампа

 

Шедевральный роман в стихах «Евгений Онегин» написан как раз таки при свете этой самой простоватой жестяной настольной лампы, когда Пушкин работал в Михайловском. Стоит заметить, что лампа-то не совсем простая, она расписана коричневатой краской с золотом. Пушкина сын, Григорий, после гибели поэта отдал лампу своей сестрёнке Александре, которая в дальнейшем завещала реликвию Пушкинскому дому-музею.

 
Возможно заинтересует:

alexey-osokin.ru

10 самых интересных экспонатов из музея-квартиры Пушкина | Персона | КУЛЬТУРА

10 февраля – день памяти Александра Сергеевича Пушкина. В этот день в 1837 году после дуэли с Дантесом поэт скончался в своей квартире на набережной Мойки. Тысячи петербуржцев приходили сюда, чтобы проститься с поэтом. В 20-х годах прошлого столетия квартира получила статус музея, а день памяти стали отмечать в доме поэта ежегодно.

SPB.AIF.RU предлагает фотографии самых интересных вещей из музея-квартиры Пушкина.

Посмертная маска Пушкина

В день гибели Пушкина формовщик-литейщик Балин снял маску с лица поэта и сделал гипсовый слепок. С этого слепка сделано несколько копий, которые хранятся в разных музеях страны. «Перед тою минутою, как ему глаза надобно было на веки закрыть, я поспел к нему, - пишет критик Петр Плетнев, свидетель гибели поэта. – Тут были и Жуковский с Михаилом Виельгорским, Даль (доктор и литератор), и ещё не помню кто. Такой мирной кончины я вообразить не имел прежде. Тотчас отправился к Гальбергу. С покойника сняли маску, по которой приготовили теперь прекрасный бюст».

Гипсовый слепок был сделан в день смерти поэта. Фото: АиФ / Яна Хватова

Локон волос

В серебряном медальоне хранится локон темно-русых волос, срезанный с головы Пушкина в день его смерти. Это было сделано по просьбе начинающего писателя, третьекурсника Ивана Тургенева. К медальону приложена записка Тургенева: «Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30-го января 1837 года, на другой день после кончины. Я заплатил камердинеру золотой. Иван Тургенев. Париж. Август 1880».

Локон волос Пушкина хранится в серебряном медальоне. Фото: АиФ / Яна Хватова

Условия дуэли

В ноябре 1836 года Пушкину пришли анонимные пасквили, автор которых называл поэта «магистром ордена рогоносцев». Отправитель посланий намекал на слишком явные ухаживания офицера Жоржа Дантеса за женой поэта. Конфликт нарастал, и 8 февраля 1937 года состоялась дуэль. Ее жесткие условия составил виконт д’Аршиак. Согласно этому документу, расстояние между противниками было всего двадцать шагов. Посередине, на расстоянии десяти шагов, находились барьеры. Дуэлянты могли стрелять друг в друга сразу же или подойдя к барьеру. Дуэль должна была продолжаться до тех пор, пока оба противника не будут ранены.

Условия дуэли Пушкина и Дантеса были очень жесткими. Фото: АиФ / Яна Хватова

Жилет с кровью Пушкина

На дуэли Пушкин был ранен в низ живота. Пуля раздробила кость и осталась в теле поэта. Современные специалисты считают, что поэт остался бы жив, если бы пуля прошла навылет. По дороге с места дуэли Пушкин потерял больше двух литров крови, которая обильно пропитала его рубашку и жилет. Жена поэта, Наталья Николаевна, отдала этот суконный жилет критику Петру Вяземскому, который сумел сохранить реликвию. Генетики получили из жилетки образцы крови и установили, что у Пушкина была вторая группа крови. Рядом с жилетом хранится одна перчатка Вяземского: вторую он положил в гроб поэта.

На жилете сохранилась кровь Пушкина. Фото: АиФ / Яна Хватова

Туфельки Натальи Пушкиной

В 1833 году Пушкин был произведен Николаем Первым в камер-юнкеры. С тех пор он был обязан вместе с женой присутствовать на придворных балах. Балы, на которые допускались только самые приближенные к императору люди, проводили в Аничковом дворце. «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам), - пишет Пушкин в своем дневнике. – Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничковом». На придворных балах жена поэта танцевала именно в этих туфельках. Они сшиты из прюнели – плотной и тонкой ткани. Обувь из прюнели в XIX веке носили самые элегантные дамы и модницы.

В этих туфельках жена поэта танцевала на балах. Фото: АиФ / Яна Хватова

Сабля

Саблю из Дамасской стали Пушкину подарил генерал Паскевич. На клинке написано: «АРЗРУМЪ. 18 iюля 1829». Под Азрумом поэт под командованием Паскевича принимал участие в операции русских войск против турок. «Я прибыл туда в самый день перехода через Саганлу, – написал Пушкин шефу жандармов Бенкендорфу, – и, раз я уже был там, мне показалось неудобным уклониться от участия в делах, которые должны были последовать; вот почему я проделал кампанию в качестве не то солдата, не то путешественника».

Поэт получил саблю в подарок за участие в операции против турок. Фото: АиФ / Яна Хватова

Курительная трубка

Эта пенковую трубку Пушкину подарила его внучатая племянница, Вера Пушкина. На трубке выгравированы мужской и женский портреты и цветочные гирлянды. Современники поэта вспоминали, что он любил курить в минуты досуга или приступов хандры. Трубка хранится в футляре, обтянутом зеленым сафьяном.

Пушкин любил курить трубку во время досуга. Фото: АиФ / Яна Хватова

Кресло

Пушкин очень любил свое механическое вольтеровское кресло. Это подарок Натальи Николаевны, жены поэта, ко дню рождения Пушкина в 1835 году. Кресло было очень редким для того времени. Из-под сиденья выдвигалась подушечка для ног. В последние годы своей жизни Пушкин работал, сидя исключительно в этом кресле.

Это кресло было у поэта любимым. Фото: АиФ / Яна Хватова

Перо

На гусином пере, которым писал Пушкин, сохранились следы чернил. Перо прикреплено нитками к листу бумаги и опечатано сургучом с оттиском дворянского герба. Сверху перо немного деформировано. Друзья поэта вспоминали, что Пушкин во время работы часто вскакивал и ходил по комнате, грызя перо или размахивая им. Перо было коротким, и другим людям было сложно держать его в руках. Однако поэт привык писать именно такими перьями еще с лицейских лет.

На гусином пере сохранились следы чернил. Фото: АиФ / Яна Хватова

Масляная лампа

При свете этой жестяной настольной лампы Пушкин работал в Михайловском. Именно тогда он работал над романом в стихах «Евгений Онегин». Лампа расписана коричневой краской с золотом. Сын Пушкина, Григорий, после смерти поэта передал лампу своей сестре Александре, которая и завещала реликвию Пушкинскому дому.

Под светом этой лампы Пушкин писал "Евгения Онегина". Фото: АиФ / Яна Хватова

www.spb.aif.ru

Л. Февчук - Портреты и судьбы: Из ленинградской Пушкинианы

Л. Февчук - Портреты и судьбы: Из ленинградской Пушкинианы

Черный суконный жилет Пушкина, который был на нем в день дуэли, взял себе на память Петр Андреевич Вяземский; он хранил его в Остафьеве в настольной застекленной витрине вместе со своей перчаткой, парной той, которую бросил в гроб поэта, и со свечой с отпевания в Конюшенной церкви. Вещи вместе с удостоверяющими записками Петра Андреевича прикреплены ко дну витрины шнурами, опечатанными гербовой печатью князей Вяземских.

На листке, приложенном к жилету, Вяземский написал: "Для хранения в Остафьеве. Жилет Александра Сергеевича Пушкина, в котором он дрался 27 января 1837 года. Свеча с отпевания его. Перчатка моя - другая перчатка была также брошена в гроб его Жуковским. Александр Тургенев был отправлен с гробом". А. И. Тургенев, вспоминая о поступке Вяземского и Жуковского, с грустной иронией пишет своему брату Н. И. Тургеневу: "Даже донесли, что Жуковский и Вяземский положили свои перчатки в гроб, когда его заколачивали, и в этом видели что-то и кому-то враждебное".

И. А. Белоусов, видевший витрину с жилетом Пушкина в Остафьеве, оставил ее описание: "Тут же, на столе, ящик со стеклянной крышкой, на которой прикреплен карандашный рисунок места дуэли Пушкина с Дантесом[24], а в самом ящике жилет А. С. Пушкина, снятый с него после дуэли; в этом жилете он был смертельно ранен. Жилет из черного сукна, двубортный, с воротником, один бок разорван и грубо зашит побелевшими нитками; пуговицы роговые, гладкие, черные, воротник и подкладка под жилетом довольно потертые; спина жилета вместо пряжки туго стянута шелковой тесьмой".

Петр Андреевич Вяземский, сердце которого, по словам Александра Ивановича Тургенева, "исстрадалось от болезни и кончины Пушкина", сохранил для потомков эту реликвию. Перчатка, парная брошенной Жуковским в гроб Пушкина, не сохранилась.

Из Остафьева жилет Пушкина вместе с другими его вещами поступил в Библиотеку имени В. И. Ленина в Москве, откуда в 1936 году был передан Пушкинскому дому. Суконный жилет поэта экспонируется в его последней квартире.

Бархатный жилет Пушкина

Л. Февчук - Портреты и судьбы: Из ленинградской Пушкинианы

Бархатный жилет Пушкина, двубортный, с яркой набойкой, передал в Пушкинский дом в 1926 году писатель Сергей Александрович Семенов (первый директор Пушкинского заповедника в селе Михайловском). В сопроводительном письме он сообщил: "Получил жилет от знакомого крестьянина, живущего около Тригорского на хуторе (фамилию забыл), а тот, в свою очередь, от сына камердинера Пушкина, живущего около Михайловского. Вещь хранилась в семье как реликвия". Впоследствии было установлено имя крестьянина - Евгений Иванов. Интересно отметить, что в счете из английского магазина за 1834–1835 годы среди различных предметов, приобретенных Пушкиным, перечисляются меры бархата - 1,5 аршина, 2 аршина, достаточные для раскроя жилета.

* * *

Известно, что Пушкин верил - так, во всяком случае, утверждали некоторые современники - в таинственную силу колец. Поэт любил носить их, называя "талисманами". На одном из самых известных портретов Пушкина - работы В. А. Тропинина (1827 год) - на правой руке поэта хорошо видны два перстня: толстый золотой с изумрудом и другой - витой формы - знаменитый пушкинский талисман с восьмиугольным красным камнем и надписью на древнем восточном языке, подаренный поэту в Одессе Е. К. Воронцовой в 1824 году.

У Пушкина было несколько колец кроме упомянутых. Золотое кольцо с бирюзой, заказанное для поэта П. В. Нащокиным и доставшееся К. К. Данзасу, кольцо, подаренное поэту А. П. Керн, золотое кольцо с резным сердоликом и другие. Сохранились только два из них - перстень с изумрудом и кольцо с резным сердоликом.

Золотой перстень с изумрудом квадратной формы

Л. Февчук - Портреты и судьбы: Из ленинградской Пушкинианы

Золотой перстень с изумрудом квадратной формы долгое время находился у наследников врача и писателя Владимира Ивановича Даля, особенно сблизившегося с Пушкиным в последние годы жизни поэта и присутствовавшего, как известно, при последних минутах жизни Пушкина.

В. И. Даль в своих воспоминаниях пишет: "Мне достался от вдовы Пушкина дорогой подарок: перстень его с изумрудом, который он всегда носил последнее время и называл - не знаю почему - "талисманом"…" В письме В. Ф. Одоевскому от 5 апреля 1837 года Даль подчеркивает значение для него этого подарка: "Перстень Пушкина… для меня теперь настоящий талисман… Как гляну на него, так и пробежит по мне искорка с ног до головы и хочется приняться за что-нибудь порядочное".

Этот массивный перстень поэта с пятью каплевидными вмятинами на золоте справа и слева от камня экспонировался на московской большой и интересной пушкинской выставке 1880 года, куда был доставлен дочерью В. И. Даля - О. В. Демидовой. Затем он находился у президента Академии наук великого князя Константина Константиновича и был завещан им академии. В 1915 году, после его смерти, перстень поступил в Пушкинский дом.

Золотое кольцо с сердоликом

Золотое кольцо с сердоликом. В 1915 году С. М. Волконский, внук Марии Николаевны Волконской (Раевской), передал в Пушкинский дом тонкое кольцо, на камне которого вырезаны три амура в ладье Кольцо сопровождалось письмом на имя Б. Л. Модзалевского: "Прошу Вас принять и передать в дар Пушкинскому дому при Императорской Академии наук прилагаемое кольцо, принадлежавшее Александру Сергеевичу Пушкину. Оно было положено поэтом в лотерею, разыгранную в доме Н. Н. Раевского, и выиграно бабушкой моей - Марией Николаевной, впоследствии княгиней Волконской, женой декабриста, и подарено мне моим отцом кн. Мих. Серг. Волконским, когда я кончил гимназию… в 1880 г…" М. Н. Волконская хранила кольцо Пушкина как великую драгоценность, носила его во все время своего пребывания в Сибири и перед смертью передала сыну.

* * *

В собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина находится ряд вещей, считающихся пушкинскими или по традиции, или на основании легенды, не всегда подтвержденной документально. О принадлежности этих вещей Пушкину нельзя пока сказать с полной определенностью, так как истоки традиций или основания легенд определить подчас очень трудно. Возможно, что документы, подтверждающие подлинность этих вещей, или утрачены, или пока не обнаружены, дальнейшие розыски таких материалов - одна из задач исследователя в этой области.

Ларец, обитый полосами кованого железа

К этой группе вещей относится, прежде всего, неоднократно воспроизводившийся в различных изданиях дубовый, времен царя Алексея Михайловича, ларец, обитый полосами кованого железа, с узорными железными скобами на углах и массивными железными ручками по бокам. Передал его в 1911 году в Пушкинский дом ученый-пушкинист Модест Гофман. При передаче он сделал следующее заявление: "…довожу до сведения Императорской Академии наук, что я совершил поездку в г. Ригу с целью собирания материалов по Пушкину. При сем препровождаю ларец времен Алексея Михайловича, в котором А. С. Пушкин хранил свои бумаги. Настоящий ларец составляет собственность Софии Владимировны Прутченко (жены попечителя Рижского учебного округа), которая поручила мне пожертвовать его (согласно моему ходатайству) в Академию наук".

Можно предположить, что С. В. Прутченко - потомок петербургского вице-губернатора, управляющего Петербургской губернией Бориса Ефимовича Прутченко, хотя свидетельств современников поэта или его потомков, подтверждающих правильность такого предположения, пока не найдено. Сын Б. Е. Прутченко, Михаил Борисович, бывший псковским губернатором в 1870-х годах, вел переписку с тогдашним владельцем Михайловского сыном поэта Григорием Александровичем Пушкиным и его старшим братом Александром Александровичем. Губернатора беспокоило состояние памятника на могиле поэта, он даже сделал предварительные расчеты для его реставрации.

В настоящее время старинный ларец входит в интерьер кабинета Пушкина в его квартире, ставшей музеем.

Настольная подставка для книг

Настольная подставка для книг хранилась у Вяземских в Остафьеве с другими реликвиями. Она красива и оригинальна: основную ее часть составляет бронзовая фигура дельфина, на изогнутом, поднятом вверх хвосте которого укреплена доска, облицованная полированным ореховым деревом и покрытая кожей. Голова дельфина лежит на бронзовом круге с зубчатыми краями, внизу постамент серого мрамора. Эта вещь была передана из Остафьева в Государственную библиотеку имени В. И. Ленина в Москве, а в 1938 году поступила в Государственный музей А. С. Пушкина. Пушкинской подставка считается условно.

Вышитый бисером кошелек

profilib.net

Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке: melanyja

Набережная реки Мойки. Здесь расположен дом, где снимал квартиру великий русский поэт в самое сложное время своей жизни с 12 октября 1836 года до 29 января 1837 года. А 16 февраля квартира опустела, вдова Пушкина с детьми покинули Петербург.В отличии от дома на Галерной, где Пушкин провёл счастливые дни, дом на Мойке ближе к царскому дворцу, внешне шикарней, квартира там больше и дороже, но всё это как тяжёлые декорации, жизненные путы, связавшие поэта.

Пушкин имел обыкновение с семьёй снимать квартиру с осени по весну, затем лето проводить на даче, а осенью снимать новую квартиру. На этот раз он снял квартиру на 1 этаже дома статс-дамы княгини Софьи Григорьевны Волконской (сестры декабриста С.Г. Волконского и супруги дальнего родственника Министра двора князя П.М. Волконского, одного из самых высокопоставленных государственных деятелей николаевской эпохи).

Вход в квартиру был из этой арки, отсюда Пушкин уехал на дуэль, сюда его привезли смертельно раненым.

Дом и квартира неоднократно перестраивались, в 1924 г. квартира перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», в 1925 году был отреставрирован кабинет поэта. В 1960-80 гг. было проведено воссоздание историчего облика квартиры по мемуарам, запискам, в частности В.А. Жуковского. Прогуляться по комнатам можно с экскурсией, которые бывают по расписанию или самостоятельно с аудиогидом. Аудиогид удобнее по времени, но при этом текст там чрезвычайно мрачный, описывает трагические обстоятельства гибели Пушкина.

Памятник установлен в 1950 году

В подвальном помещении небольшая экспозиция, посвященная истории дома, который был построен в 1740-х гг.

В прихожей жилет Пушкина, который был на поэте в день дуэли и сохранил следы крови.

Столовая.

Записки, план квартиры

В буфете несколько личных вещей поэта, дорожный графин, с которым он путешествовал на юг, а затем подарил сестре

Гостиная. На столе стихотворение Пушкина "Памятник"

На этой кушетке Наталия Николаевна переживала за судьбу мужа, когда он лежал в кабинете смертельно раненый.

Комната Наталии Николаевны, Квартира имела анфиладное устройство, комнаты были проходными, кровать жены Пушкина был отгорожена ширмой

Выставлены некоторые принадлежавшие ей вещи, маленькие ножницы.

А в экспозиции на 1 этаже туфельки, в которых танцевала Натали на балах.

Рядом комната одной из её сестёр. Екатерина и Александра Гончаровы снимали квартиру вместе с семьёй Пушкина, внося свою долю оплаты.

Другая дверь из комнаты Наталии Николаевны ведёт в детскую.

Пожалуй, это одна из самых просторных комнат квартиры, однако заметок об её интерьере нет, посторонние здесь не бывали. Поэтому в комнате просто портреты и некоторые вещие детей Пушкина: Марии, Александра, Григория, Наталии.

Рядом кабинет поэта. Это его пространство где он жил, работал и умер. За этим столом была создана «Капитанская дочка», и последнее, что написал поэт перед смертельной дуэлью - письмо писательнице Александре Осиповне Ишимовой с просьбой перевести с английского несколько пьес для журнала «Современник». Диван, на котором умер Пушкин, был обнаружен совсем недавно – в 2010 году – хотя поступил в музей ещё в 1920-е годы от потомка дворянской семьи Философовых, друзей семьи Пушкина.

В библиотеке Пушкина было почти 4000 книг. Пушкин и литература - это не просто синонимы.

Соседний дом на Мойке когда-то принадлежал другу поэта декабристу Пущину

Там сейчас отель

вид набережной Мойки в стороны Дворцовой площади

Храм Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная) церковь, где отпевали Пушкина. Храм находится недалеко от квартиры поэта, построен в 1746-47 гг. на месте первого деревянного. Настоятелем церкви в 1837 году был протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, который причастил умиравшего поэта. В 1857 году в этом храме проходила панихида по композитору М.И. Глинке. В 1860-е гг. здание было перестроено по проекту архитектора П. Садовникова. В 1917 году храм разграблен, в 1919 закрыт, в нём располагались Клуб конной милиции, позже – отделение института «Гидропроект». В 1991 храм возвращен Петербургской епархии

Некоторые заметки:о квартире Пушкина http://family-history.ru/material/biography/mesto/pushkin/moika12/о церкви http://www.opeterburge.ru/sight_701_827.htmlСайт с произведениями Пушкина и историческим очерками о поэте http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm

melanyja.livejournal.com

Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке

Набережная реки Мойки. Здесь расположен дом, где снимал квартиру великий русский поэт в самое сложное время своей жизни с 12 октября 1836 года до 29 января 1837 года. А 16 февраля квартира опустела, вдова Пушкина с детьми покинули Петербург.В отличии от дома на Галерной, где Пушкин провёл счастливые дни, дом на Мойке ближе к царскому дворцу, внешне шикарней, квартира там больше и дороже, но всё это как тяжёлые декорации, жизненные путы, связавшие поэта.

Пушкин имел обыкновение с семьёй снимать квартиру с осени по весну, затем лето проводить на даче, а осенью снимать новую квартиру. На этот раз он снял квартиру на 1 этаже дома статс-дамы княгини Софьи Григорьевны Волконской (сестры декабриста С.Г. Волконского и супруги дальнего родственника Министра двора князя П.М. Волконского, одного из самых высокопоставленных государственных деятелей николаевской эпохи).

Вход в квартиру был из этой арки, отсюда Пушкин уехал на дуэль, сюда его привезли смертельно раненым.

Дом и квартира неоднократно перестраивались, в 1924 г. квартира перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», в 1925 году был отреставрирован кабинет поэта. В 1960-80 гг. было проведено воссоздание историчего облика квартиры по мемуарам, запискам, в частности В.А. Жуковского. Прогуляться по комнатам можно с экскурсией, которые бывают по расписанию или самостоятельно с аудиогидом. Аудиогид удобнее по времени, но при этом текст там чрезвычайно мрачный, описывает трагические обстоятельства гибели Пушкина.

Памятник установлен в 1950 году

В подвальном помещении небольшая экспозиция, посвященная истории дома, который был построен в 1740-х гг.

В прихожей жилет Пушкина, который был на поэте в день дуэли и сохранил следы крови.

Столовая.

Записки, план квартиры

В буфете несколько личных вещей поэта, дорожный графин, с которым он путешествовал на юг, а затем подарил сестре

Гостиная. На столе стихотворение Пушкина "Памятник"

На этой кушетке Наталия Николаевна переживала за судьбу мужа, когда он лежал в кабинете смертельно раненый.

Комната Наталии Николаевны, Квартира имела анфиладное устройство, комнаты были проходными, кровать жены Пушкина был отгорожена ширмой

Выставлены некоторые принадлежавшие ей вещи, маленькие ножницы.

А в экспозиции на 1 этаже туфельки, в которых танцевала Натали на балах.

Рядом комната одной из её сестёр. Екатерина и Александра Гончаровы снимали квартиру вместе с семьёй Пушкина, внося свою долю оплаты.

Другая дверь из комнаты Наталии Николаевны ведёт в детскую.

Пожалуй, это одна из самых просторных комнат квартиры, однако заметок об её интерьере нет, посторонние здесь не бывали. Поэтому в комнате просто портреты и некоторые вещие детей Пушкина: Марии, Александра, Григория, Наталии.

Рядом кабинет поэта. Это его пространство где он жил, работал и умер. За этим столом была создана «Капитанская дочка», и последнее, что написал поэт перед смертельной дуэлью - письмо писательнице Александре Осиповне Ишимовой с просьбой перевести с английского несколько пьес для журнала «Современник». Диван, на котором умер Пушкин, был обнаружен совсем недавно – в 2010 году – хотя поступил в музей ещё в 1920-е годы от потомка дворянской семьи Философовых, друзей семьи Пушкина.

В библиотеке Пушкина было почти 4000 книг. Пушкин и литература - это не просто синонимы.

Соседний дом на Мойке когда-то принадлежал другу поэта декабристу Пущину. Там сейчас отель

вид набережной Мойки в стороны Дворцовой площади

Храм Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная) церковь, где отпевали Пушкина. Храм находится недалеко от квартиры поэта, построен в 1746-47 гг. на месте первого деревянного. Настоятелем церкви в 1837 году был протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, который причастил умиравшего поэта. В 1857 году в этом храме проходила панихида по композитору М.И. Глинке. В 1860-е гг. здание было перестроено по проекту архитектора П. Садовникова. В 1917 году храм разграблен, в 1919 закрыт, в нём располагались Клуб конной милиции, позже – отделение института «Гидропроект». В 1991 храм возвращен Петербургской епархии

Некоторые заметки:о квартире Пушкина http://family-history.ru/material/biography/mesto/pushkin/moika12/о церкви http://www.opeterburge.ru/sight_701_827.htmlСайт с произведениями Пушкина и историческим очерками о поэте http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm

Х-пост из моего журнала http://melanyja.livejournal.com/638829.html

pushkinskij-dom.livejournal.com

как одевались русские щеголи — на выставке «Красавец мужчина» в Шереметевском дворце. «Бумага»

В Шереметевском дворце открылась выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре».

Среди нескольких сотен экспонатов представлены как повседневные вещи щеголей XVIII–XX веков — камзол Потемкина, трость Островского, щипцы для усов, — так и предметы из мира театра — эскиз костюма работы Судейкина и халат, в котором выступал Шаляпин.

«Бумага» поговорила с художником выставки и автором аннотаций к проекту о том, чем дворянская мода в России отличалась от европейской, как театр повлиял на название элементов гардероба и насколько сложными были мужские наряды прошлых веков.

Фото: Татьяна Иванова / «Бумага»

Автор-составитель аннотаций

— В прошлом году в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве прошла выставка с названием «Красавец мужчина». На открытии побывала наш директор Наталья Метелица, у которой и прежде была идея сделать в Петербурге выставку, посвященную театральным красавцам. Так наша выставка стала второй главой уже общего проекта.

ГИМ дал на нашу выставку много экспонатов — в основном это небольшие по размеру подлинные вещи, которые как раз дают почувствовать вкус, совсем другое отношение к вещам. А из этого мода и состоит. Например, у нас представлены пуговицы с видами Парижа — это очень любопытный сюжет. Мода на пуговицы менялась быстро и проходила в течение буквально пары лет. Те, что представлены у нас – 1788 года, в 1789-м носить их уже было нельзя — революция. И на выставке таких вещей, за которыми стоит история не только про одежду, но и про политику, много.

Например, история с «великим мужским отказом» (на смену ярким цветным нарядам пришел сдержанный элегантный стиль, темные цвета, в основном темно-синий и черный, — прим. «Бумаги»). Он произошел в Европе в конце XVIII века, к нам же пришел позже — наши щеголи держались до последнего и не могли отказаться от украшений и разноцветья.

Фото: пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства Фото: пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства Фото: пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства

В «великом мужском отказе» есть эстетическое, а есть политическое, чисто русское. У нас отношение к внешнему виду было невероятно регламентировано — намного больше, чем в европейских странах. Выходила масса императорских указов, кому что носить и что носить не положено. Например, Павел I запретил фраки, сюртуки, панталоны, цилиндры. Но стоило Павлу умереть, и уже на следующий день все снова нарядились в цилиндры и фраки с сюртуками.

При Александре, например, нельзя было ходить в очках: смотреть в очках на вышестоящего было диким оскорблением. Сам император сам был близорук, но он ходил с лорнетом (и всё время его терял). И естественно, если Александр с лорнетом, весь свет тоже с лорнетом. Отсюда Евгений Онегин, который «лорнирует» дам. А очки были фрондой, признаком абсолютного вольнодумства, появляться в них в обществе стало возможным только ближе к концу 30-х, когда уже Николай I разрешил носить их офицерам. Появиться в обществе в очках было то же самое, что прийти в черном фраке на царский бал. За это, например, получил выговор Пушкин, точнее Николай сделал замечание Бенкендорфу: что это у нас тут Пушкин во фраке, велите ему сшить приличный гражданский мундир.

Фото: пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства Фото: пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства

Николай по несколько раз в год издавал указы, кому что носить, причем всё время менял [военную] форму. И даже гражданские должны были носить что-то формоподобное. Например, можно было ходить во фраке, но только если он определенного цвета: цвет одежды был также регламентирован.

Всё это абсолютно синхронизируется с ХХ веком, когда за штаны клеш или длинные волосы можно было попасть в милицию. Да и сейчас можно получить «за шмот».

Художник-оформитель, автор концепции выставки

— Выставка состоит из двух залов. Это черный зал с портретами людей, которых мы все знаем и помним, герои наших дней (в зале размещены фотографии Фаруха Рузиматова, Александра Абдулова, Данилы Козловского и других известных артистов конца ХХ – начала XXI века — прим. «Бумаги»), и зал с забытыми, ушедшими, растворившимися во времени героями прошлого.

Первый зал выставки. Фото: пресс-служба Музея театрального и музыкального искусства

У второго зала два слоя: первый — история настоящей вещи из жизни, реального героя и исторической личности, второй — закулисье, история театральной вещи, театрального образа — Онегин, Ленский, Чацкий.

За конкретику на этой выставке отвечают все витрины по периметру зала. Это настоящие вещи из гардероба и из быта красавца XVIII–XX веков. Здесь же ряд вещей знаменитых людей — жилет Пушкина, халат Шаляпина, вещи Глинки, Самойлова, Островского.

Отдельный забавный сюжет — вещи, у названий которых театральные корни. Например, каррик — это пальто, которое вошло в моду в начале XIX века, и было названо в честь английского артиста Гаррика. Есть всем известные панталоны — названы в честь персонажа итальянской комедии дель арте [Панталоне]. [Накидка] Тальма получила имя от французского актера Тальма, который вводил в моду античный стиль. [Плащ] Альмавива — это вообще персонаж «Женитьбы Фигаро». А бабочки впервые появились на премьере оперы «Мадам Баттерфляй» в «Ла Скала» — музыканты оркестра надели их на выступление.

Фрагмент витрины с принадлежностями для ухода за усами и цилиндр, подаренный Пушкиным Вяземскому. Фото: Татьяна Иванова / «Бумага»

В некоторых витринах собраны настоящие наборы денди. Например, на выставке представлен сюжет, связанный с мужской рубашкой и вообще с построением фигуры. Здесь есть корсет и рубашка, которая представляет собой самый настоящий ребус. Есть отдельные запонки для манжетов, отдельные воротнички, которые крепились специальными бельевыми запонками, для чего существовал специальный крючок. Множество петелек, и все они — для чего-то. Есть, например, специальные петли, с помощью которых рубашка пристегивалась к пуговицам на брюках.

Еще есть целая история, связанная с усами — почти целая витрина посвящена им: зажимы для подкрутки усов, паста для усов, наусники, в которых красавец спал, дабы не повредить форму усов, щеточка для усов. Здесь же — бриолин для волос и мыло [начала ХХ века], которое до сих пор пахнет.

Интересен первый экспонат выставки. На дореволюционной фотографии рядом с костюмом — гардеробная Императорских театров, где свои костюмы хранили Мариинский, Александринский, Михайловский театры. И камзол в витрине тоскливо висит на переднем плане фотографии. Этот камзол почти точно принадлежит графу Потемкину.

Элементы одежды, которые, вероятно, принадлежали Потемкину. Фото: Татьяна Иванова / «Бумага»

Николай I сдал гардероб Потемкина, уже никому не нужный и вышедший из моды, в Императорские театры — их носили на сцене в исторических пьесах. А в конце XIX века сами служители Императорских театров обнаружили, что это потемкинские вещи. И директор [Императорских театров] Теляковский ездил докладывать об этом царю. В СССР корпус одежды разделили между нами — Музеем театрального и музыкального искусства — и Петергофом. Кстати, в одной из витрин вы видим на фотографии актеров в этом камзоле, они играют спектакль «Петр I».

Вещей знаменитых людей, конечно, в фондах музея очень много, но у нас не было задачи достать их и все показать. Наша выставка — это скорее поэтический образ, лабиринт, в котором ты про что-то узнаешь и потом, возможно, захочешь почитать про это дополнительно.

paperpaper.ru

Кто там в малиновом берете

История костюма Пушкинских времён

Поэт являлся светским человеком, часто бывал в высшем обществе, ездил на балы и обеды, совершал прогулки и не последнюю роль в его жизни играла одежда.

Во втором томе "Словаря языка Пушкина", изданного в 1956 году можно прочесть, что слово "мода" в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря приводят из романа «Евгений Онегин».

Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции и Франция диктовала моду всей Европе... Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет.

Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит с иронией о наряде главного героя:

“…Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Конечно б это было смело,

Описывать моё же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…”

Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? А в этом может помочь французский журнал мод "Маленький дамский вестник" (Le Petit Courrier des Dames) за 1820-1833 годы. Иллюстрации моделей одежды оттуда как раз и дают представление о том, во что одевались во времена Пушкина окружавшие его люди.

Мастерство создания мужских и женских платьев поражает наше воображение. Как такое великолепие можно сделать своими руками, учитывая то, что в то время не было такого количества технических устройств, как сейчас? Как эти прекрасные творения умелых портных можно было носить, учитывая то, что они весили гораздо больше, чем сегодняшняя одежда?

Отгремела война 1812 года, но тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам 19 века, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона. В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.

“…Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц лёгкие уборы.

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг…”

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но мода уступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости. Для выражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Из одежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок.

Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Любой светский мужчина того времени носил фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.

Пушкин пишет об Онегине:

"...Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил."

Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получили известность произведения В.Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Желая показать литературные пристрастия Татьяны Лариной, Пушкин облачает её в новомодный берет.

Вот как выглядит сцена на балу, после возвращения Евгения Онегина в Москву и где он вновь встречает Татьяну:

"...К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале: и всех выше

И нос и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

Никто б не мог ее прекрасной

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar. (Не могу...

"Ужели, - думает Евгений, -

Ужель она? Но точно... Нет...

Как! из глуши степных селений..."

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

"Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?"

Князь на Онегина глядит.

- Ага! давно ж ты не был в свете.

Постой, тебя представлю я. -

"Да кто ж она?" - Женя моя. -..."

У мужчин самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.

Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. На плечи набрасывали кашмировые шали, пелерины, боа, которые прикрывали декольте. Дополнения – зонтики с оборками летом, зимой – муфты, сумочки, перчатки.

Герои романов и повестей А.С.Пушкина следовали моде и одевались по моде, иначе бы достопочтенная публика не читала бы произведений нашего Великого писателя, он жил среди людей и писал о том, что было близко людям. А коварная мода тем временем шла вперед и вперед...

Быть можно дельным человеком, и думать о красе ногтей!

А.С. Пушкин

СЛОВАРЬ

Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор. Кто там в малиновом берете // С послом испанским говорит?

Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев. Он счастлив, если ей накинет // Боа пушистый на плечо...

Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. Надев широкий боливар, // Онегин едет на бульвар...

Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.

Диадема – женское головное драгоценное украшение, первонач. головной убор царей, а ранее – жрецов.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак. Здесь кажут франты записные // Свое нахальство, свой жилет...

Каррик – мужское зимнее пальто, имевшее несколько (порой до пятнадцати) больших декоративных воротников.

Кафтан – старинная русская мужская одежда по фигуре с маленьким воротником или без него. В очках, в изорванном кафтане, // С чулком в руке, седой калмык...

Колье – женское шейное украшение с подвесками спереди.

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию. Корсет носила очень узкий...

Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке...

Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная. Двойной лорнет скосясь наводит // На ложи незнакомых дам...

Макинтош – пальто или плащ из прорезиненной ткани.

Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки. Но панталоны, фрак, жилет, // всех этих слов на русском нет...

Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.

Платок – 1. предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке... 2. то же, что носовой платок. ... Или платок поднимет ей.

Редингот – женское и мужское распашное длинное приталенное пальто с широким отложным воротником, застегивающееся доверху на пуговицы.

Ридикюль – ручная маленькая женская сумочка.

Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.

Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке...

Трость – прямая тонкая палка.

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке...

Фероньерка – узкая, надеваемая на лоб ленточка с драгоценным камнем посередине.

Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом. Но панталоны, фрак, жилет, // Всех этих слов на русском нет...

Халат – домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу. А сам в халате ел и пил...

Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.

Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком. У тетушки княжны Елены // Все тот же тюлевый чепец...

Шаль – большой вязаный или тканый платок.

Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями. И обновила наконец // На вате шлафор и чепец.

pushkinskij-dom.livejournal.com


Смотрите также