Женские жилеты в русском стиле. Жилет русский народный


Женские жилеты в русском стиле

Жилет – самый универсальный предмет женской одежды. Это достигается благодаря широкому выбору моделей внутри одной группы от зимних меховых жилетов до легких шифоновых, накидывающихся поверх вечерних платьев. Они многообразны по стилю, материалу, из которого пошиты и своему назначению. Жилет может быть частью костюма-тройки или больше походить на спортивную дутую безрукавку – вариантов огромное множество.

Жилеты в русском стиле

В русском стиле аналогами европейских жилетов были «епанечки» и «холодники». Епанечки – это зачастую стеганые жилеты на вате с меховой оторочкой, которые одевали в холодное время года. Холодники же шились из сукна или холста и носились как летом, так и зимой. Считается, что они появились на Руси еще до Крещения. Есть упоминания о еще одном предмете одежды без рукавов – бугае. Его покрой остается достоверно неизвестным, однако есть предположения, что носился он в зимний период (в свидетельствах говорится, что они подбивались соболиными мехами и расшивались бисером и жемчугами). Современные женщины уже не носят юбок-понев и не выбирают себе холодники, но русский стиль до сих пор остается в тренде. Жилеты в стиле «a la russe» еще долго будут оставаться на пике моды.

жилет

Модели и фасоны женских жилетов

Своей универсальностью жилет обязан многообразию его трактовок и неоднозначностью его применения. Он прекрасно подстроится под любой стиль, стоит только научиться правильно сочетать и подбирать детали.

Обычные жилеты

Независимо от своей универсальности, жилет, как и многие другие вещи, все же требует подбора по фигуре. Есть несколько правил, которых стоит при этом придерживаться:

• используйте V-образный вырез для того, чтобы подчеркнуть грудь;• тяжелые бедра легко скроет жилет с ярким орнаментом длиной ниже бедра;• жилет, заканчивающийся на линии пояса, выгодно подчеркнет стройную талию.

Жилет прекрасно смотрится как с простыми водолазками, так и с блузками или рубашками мужского покроя. Вязаные жилеты – самостоятельная вещь в зимний период. Его можно сочетать как с джемпером, так и надеть поверх легкой рубашки.

жилет

Меховой жилет

Меховой жилет с легкостью сделает ваш образ более ярким и запоминающимся. Он поможет освежить ставший уже привычным образ и придаст вам очарования.

                                                                            меховой жилетмеховой жилет

Жилеты для женщин с пышными формами

Скрыть полноту помогут жилеты длиной до колен или хотя бы до середины бедра. Жилетам с поясом стоит предпочесть трапециевидные фасоны. Если вам по душе меховые жилеты, обратите внимание на стриженый или гладкий мех. Так вы не будете добавлять объемов фигуре. Или вы можете выбрать жилеты с отделкой из меха на ваш выбор. Они придадут вашему образу изящества и благородства за счет приталенного силуэта и богатой оторочки.

Подойдет ли жилет дамам в теле?

Есть несколько типов пышной фигуры: тип «груша», тип «яблоко» и дамы с большой грудью. Также стоит ориентироваться на рост (выше или ниже 165 см). Обладательницам пышной груди стоит остановиться на выборе жилета с А-образным силуэтом. Хорошо, если модель будет немного расширяться к низу. Помните, что крупные элементы зрительно увеличивают объемы. Избегайте прямых и приталенных фасонов и старайтесь, чтобы жилет не слишком прилегал к фигуре, а сидел свободно. Обладательницам фигуры типа «яблоко» стоит выбирать вещи с вертикальными линиями кроя, что визуально удлинит их силуэт. Стоит воздержаться от жилетов из меха лисы, зато бобер будет прекрасно смотреться. Женщинам с грушевидной фигурой нужно затенять тяжелый низ, в чем вам помогут удлиненные модели или яркие короткие жилеты, привлекающие внимание к верхней части.

gidlady.ru

Русский народный сарафан: виды и особенности

русский сарафанТрадиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа

 

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

 

Содержание материала

 

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

сарафан Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

 

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.

сарафанСарафан — довольно нарядная и красивая одежда

 

русский сарафанА для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

 

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.

русский сарафанВне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа

 

синий сарафанТрадиционный образ русской красавицы

 

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.

сарафанНарядный сарафан для знаменательных событий

 

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

 

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.

Свободный сарафанТалия чаще всего не обозначалась

 

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.

Праздничные сарафаныПраздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

 

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.

сарафанЧастота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом

 

ВышивкаСоздание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

 

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

 

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.

Шикарный русский сарафанШикарный русский сарафан

 

Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.

Старинные сарафаныСтаринные распашные сарафаны

 

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид  достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.

сарафанТакой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

 

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.

Черный сарафанБолее современная версия традиционного русского сарафана

 

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.

русский нарядВнешний вид поневы мог сильно отличаться

 

русский нарядОдежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

 

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.

русский нарядДушегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

 

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

 

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.

русские платьяВместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

 

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.

русский сарафанИменно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

 

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма

[ot-video][/ot-video]

 

 

 

ethnoboho.ru

ЖИЛЕТ | Народный костюм | Народный костюм

«Извольте, я уйду… Только вы отдайте мне сначала три рубля, что вы у меня на пикейную жилетку заняли».

А. П. Чехов. Брак по расчету. 1884.

Жилет — мужская или женская одежда без рукавов. Название, возможно, заимствовано из франц. языка от мужского имени Жиль — персонажа комического театра, изображения к-рого в одежде без рукавов известны с 17 в. Dictionnaire Etymologique (Dauzat А. P., 1964, p. 362) предлагает другую версию: франц. gilet заимствовано из исп. jileco, это слово, в свою очередь, из араб, jaleco — плащ, куртка, кофточка, пришедшее из тур. yelec. Хотя подобная одежда была известна и раньше, обязательной, однако, для мужского гардероба она стала только после 1789. Прообразом жилета послужил камзол. С кон. 18 в. определились функции жилет — его носили под фраком, сюртуком, затем под пиджаком, но появляться в одном жилете считалось неприличным. В России жилет, как и фрак и панталоны, известны позже, чем в других европ. странах. В кон. 18 в., в годы правления Павла I, они были запрещены: «Жилеты запрещены. Император говорит, что именно жилеты совершили французскую революцию. Когда какой-нибудь жилет встречают на улице, хозяина препровождают в часть» (Дневник Дарий Ливен; цит. по кн. Лотман Ю. М., Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий, М., 1983, с. 158). Покрой жилета менялся очень часто — уровень длины, форма выреза, предпочтительные цвета и ткани, количество карманов, пуговиц, характер застежки и др. Особенно часты были изменения в 1-й пол. 19 в.

Жилет. Рисунок в журнале «Costumes parisiens» за 1832 г.

Жилет. Рисунок в журнале «Costumes parisiens» за 1832 г.

В нач. 1820-х гг. название «жилет» воспринималось как чужестранное, а покрой очень модным и даже вызывающим: «Но панталоны, фрак, жилет, / Всех этих слов на русском нет» (А. С. Пушкин, Евгений Онегин, 1823 — 31), хотя с 1802 (в первые годы правления Александра I) жилет прочно обосновался в гардеробе не только щеголеватых молодых мужчин. К нач. 1830-х гг. жилет уже даже по названию не вызывал никаких двусмысленных толкований во всей России — гораздо больше говорили о бородах, ставших символом неблагонадежности. В истории моды были периоды, когда надевали по два или даже три жилет одновременно. Особое увлечение такой модой относится к 19 в. «Делать нечего, буду снаряжать свой бальный костюм: пюсовый фрак и белый жилет с поджилетником из Турецкой шали; разоденусь хватом» (Жихарев С. П., Записки, т. 1, Л., 1989, с. 197). Так как жилет был виден в вырезе фрака, то его покрою и ткани придавалось большое значение. «Модные жилеты на груди так узки, что могут только на половину застегиваться. Их нарочно так делают, чтобы была видна рубашка, сложенная складками, и особенно пять пуговок на ней, из коих одна оплетена волосами, другая золотая с эмалью, третья из сердолика, четвертая черепаховая, пятая перламутровая» («Московский телеграф», 1828, № 2, с. 301). Роль жилета в костюме мужчины была столь велика, что для него разрабатывались особо модные орнаменты. «Иерусалимская мостовая — теперь самый модный узор для жилета: представьте себе ромбоиды разной величины и ржавого цвета по белому пике» («Московский телеграф», 1826, № 15, с. 132). Тема «иерусалимской мостовой» получила развитие: «вулкановы сети», рекламируемые в том же году, представляли собой орнамент из ромбов одинаковой величины и вытянутых либо по вертикали, либо по горизонтали. Разнообразие жилетов не может оставить равнодушным: «Какой бы жилет надеть мне сегодня, — думал барин, — пестрый полосатый или черный с лиловыми разводами? Вчера я надевал желтый с бронзовыми пуговицами» (И. И. Панаев, Онагр, 1841). По мере проявления в мужской моде строгости и сдержанности пестрый жилет стали считать вульгарным и предпочтение отдавали либо белому для торжественных случаев, либо темному, либо с мелким рисунком. В кон. 19 в. стали носить костюмы-тройки — брюки, жилет и пиджак из одной ткани. Выработались нек-рые правила о допустимости для мужчин украшений на жилете. Чаще всего ими служили часы с цепочкой. «Часы носили в жилетном кармане, обыкновенно открытые из вороненой стали с золотой или тоже вороненой цепочкой, причем молодые носили в верхнем кармане жилета, а пожилые в нижнем» (Засосов Д. А., Пызин В. И., Из жизни Петербурга 1890 — 1910-х годов, Л., 1991, с. 111). В современном рос. быту костюм-тройка считается особенно нарядной одеждой, хотя во всем мире это повседневная одежда чиновников. В сер. 19 в. жилет становится женской одеждой: «В настоящее время жилеты необходимы в женском туалете как и в мужском… Жилеты делают или одинакие с платьем или черные, белые, красные ка-зимировые с золотыми пуговицами; к зеленым платьям подойдет цвет pensée» («Модный магазин», 1863, № 14, с. 232).

Женщины носили жилет как украшение поверх платья, а не под другой одеждой, как мужчины. Этот обычай носить безрукавную одежду восходит к 18 в., после успеха актрисы Конта в роли Сюзанны в пьесе «Женитьба Фигаро» П. О. Бомарше, тогда же были взяты на вооружение корсаж «сюзанна» и короткая безрукавка «фигаро», вновь вернувшиеся в моду после 1780-х гг. только в 1960-е гг. Если о «сюзанне» забыли, то «фигаро» неоднократно появлялось в моде 20 в. (особой популярностью жилет без застежек «фигаро» пользовался в 1850-х гг. ). Ткани для женских жилетов всегда были более разнообразны в отличие от мужских, шившихся из более плотных материалов. Не случайно, что иногда жилет служил мужчине корсетом. 

folk-costume.com