Топ с зигзагообразным узором и фалдами. Жилет с фалдами


Фрак | Энциклопедия моды

Фрак (фр. fraс) – разновидность мужского вечернего костюма. Пиджак фрака короткий спереди, а сзади имеет длинные и узкие фалды; брюки фрачной пары, как правило, украшены атласными лампасами.

История

Самая распространенная версия появления фрака как предмета вечернего мужского туалета отсылает к истории военного костюма. В XVIII веке военные все еще носили длинные мундиры. Для большинства родов войск такой вид одежды, возможно, и был удобным, но офицеры-кавалеристы испытывали определенный дискомфорт, забираясь в седло в одежде с длинными полами.Доподлинно неизвестно, кому впервые пришла в голову идея подвернуть полы военного мундира. Как бы то ни было, ее сочли удачной, и достаточно быстро полы одежды кавалеристы  стали подворачивать повсеместно. За ними последовали пехотинцы, а чуть позже мода достигла и гражданское население: сначала чиновников, а затем уже и обыкновенных городских жителей. Столь быстрый путь от военной одежды к гражданской легко объясним: в те времена на званых балах присутствовало всегда достаточно много военных в мундирах, и в определенном смысле они задавали тон моде гражданского населения.Фрак носили с жилетом с полотняной спинкой, который был сильно переделанным «наследником» камзола.Есть и другая, менее популярная версия появления «гражданского» фрака. Согласно ей, этот мужской костюм являет собой преображенный жюстокор (особый тип придворного кафтана).   Жилет же в этой версии имеет точно такое же происхождение, как и в первой, т.е. берет свое начало от камзола.

 

Приблизительная дата появления фрака как одежды для городской аристократии – 1760 год. Фраки были одноцветными, без карманов, с небольшим воротником и узкими рукавами. С ними полагалось носить светлые кюлоты до колен. Самыми популярными цветами были синий и темно-коричневый, наиболее модным покроем – английский. Ближе к концу XVIII века самым актуальным цветовым вариантом фрака был красный с черными пуговицами.Когда грянула Великая французская революция, фрак превратился из достаточно утонченного предмета в нечто совершенно невероятное. Этот новый стиль так и назывался, «инкруаябль» (фр. incroyable — «невероятный»). Его воротник и лацканы были просто огромными, равно как и галстук, надевавшийся с ним вместе. Доходящий до середины щек воротник был сильно накрахмален.Опасаясь революционных настроений в обществе, российский император Павел I запретил мужчинам носить фраки, ибо слишком тесно они ассоциировались с духом французского бунтарства. Фрак был в опале вплоть до смерти государя; Александр I, преемник престола, реабилитировал наряд.

 

В начале XIX века фрак «поднимает» фалды значительно выше колена. Модными цветами продолжают оставаться синий, коричневый и зеленый. Черный цвет ассоциируется с трауром, а потому, как правило, черные фраки не надеваются на светские мероприятия. Шьют их из тонкого сукна или бархата.Чуть позже моду на фраки начинает задавать известный франт и щеголь Джордж Браммел. Благодаря ему эксцентрика материала и аксессуаров уступила место безупречному крою, значение которого вышло на первый план. Появилось цветовое разделение фраков по времени суток: так, светлый серый фрак предназначался для дневных выходов, а темный – для вечерних. Воротник декорировался бархатом, который обычно контрастировал с основным цветом наряда. Особого внимания заслуживали пуговицы: они могли быть сделаны из настоящего серебра или фарфора, из драгоценных камней. Если пуговицы были обычными, то их обтягивали тканью одного с фраком цвета. Панталоны, которые мужчина надевал вместе с фраком, обязательно должны были быть светлее него по цвету.

 

Вот какое описание приводит Модный журнал для дам выпуска 1801 года:

«Вся наша молодежь носят короткие фраки из темно-синего, темно-зеленого или темно-коричневого сукна с металлическими пуговицами круглой и выпуклой формы; круглые шляпы с широкими полями, короткие панталоны с белыми чулками или широкие брюки и сапоги а la russe, и высокими голенищами».

В 30-х годах XIX  века в моде был фрак, расширяющийся на бедрах и имеющий пышный у плеча рукав, намекающий на широкие плечи. Бальные фраки того времени изготавливаются из бархата, а жилеты из парчи разных цветов. В 1832 году появляется фрак для верховой езды, отличительной особенностью которого были широкие слегка скошенные фалды,  благодаря чему такая одежда более походила на сюртук с загнутыми внутрь полами.В 40-е годы XIX века полы фрака удлинились и опустились ниже колен. В моде также заниженная талия и узкий рукав. Отличительным знаком высокого положения в обществе служил черный фрак в сочетании с белым жилетом. Благодаря премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли, популярными стали фраки с шелковыми лацканами и лампасами из шелковой ленты. Существует легенда, что его фраки специально отделывались шелком, что способствовало легкому соскальзыванию с костюма пепла от сигар.

 

К последней трети XIX века фрак превратился в вечерний туалет, уступив место в повседневной жизни пиджакам и смокингам.

Как правильно носить фрак

Сегодня фрак считается одеждой для особо торжественных случаев, а потому существуют определенные правила того, как и с чем его носить.Под фрак в обязательном порядке надевается белая сорочка со стоячим воротником с загнутыми углами и накрахмаленной манишкой. На шею повязывается галстук-бабочка белого цвета, шелковый или пикейный. Сверху сорочки принято носить пикейный жилет, застегнутый на все три пуговицы. Рукава сорочки украшаются неброскими запонками.В нагрудном кармане фрака непременно должен находиться аккуратно сложенный белый носовой платок. Единственное исключение из правил, когда платок не вкладывается в карман – это ношение орденов.

 

Из аксессуаров к фраку принято надевать белые перчатки и карманные часы на цепочке. Наручные часы с фраком носить не следует – это считается дурным тоном.С фраком носят исключительно черные лаковые ботинки и черные носки; в  холодное время года поверх него надевают черное пальто, белые перчатки и белый шарф. В качестве головного убора в этом случае выступает черный цилиндр.Нередко на торжественных мероприятиях во фраки одеты не только гости, но и персонал. Чтобы не случилось конфуза и гостей нельзя было перепутать с обслугой, персонал надевает жилеты и бабочки черного цвета.

Интересные факты

 

  • В некоторых случаях фрак является обязательной униформой. В первую очередь, это касается Европейской программы бальных танцев и соревнований по выездке. В последнем случае крой фрака несколько отличается от традиционного.
  • Согласно правилам дресс-кода, фрак надевается только после 19.00.
  • Если дресс-код мероприятия предполагает обязательное наличие фрака, на приглашении ставится особая отметка «white tie».
  • Фрак делает крайне заметными недостатки фигуры. При его ношении сильно бросаются в глаза проблемы с осанкой, сутулость. Зная об этом, люди с подобными проблемами заменяют фрак смокингом, несмотря на то, что эти два варианта мужского костюма предназначены для разного типа мероприятий: фрак – для официального, смокинг – для неофициального.

 

Фрак в литературных произведениях

В произведениях русских классиков можно найти достаточно большое количество описаний фраков, которые носили персонажи.А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» пишет:

«Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям»

(д. III, явл. 22).

Н.В. Гоголь в Мертвых душах так описывает внешний вид Чичикова:

«Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям» носил фрак «брусничного цвета с искрой».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» также встречается упоминание о фраке:

«Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера».

wiki.wildberries.ru

Из истории мужского фрака - История костюма

Доклад подготовлен к фестивалю Менескон. Автор: Иванова-Климанская С.В. ака Майра неа Соэллу

При подготовке материала, я столкнулась с тем, что авторы различных книг и статей пишут иногда прямо противоположные вещи. В доклад вошли те факты, которым я нашла подтверждение среди изображений музейных экспонатов или картинок модных журналов того времени, но вполне вероятно, история фрака намного разнообразнее, чем удастся описать любому историку моды. :)

18 век

Существует две основные версии появления фрака, и обе отсылают нас к 18 веку.Одна версия уверяет, что первоначально фрак появился как вариант офицерского костюма. Чтобы длинные мундиры не мешали при верховой езде, догадливые кавалеристы додумались подворачивать полы одежды. И совсем скоро новомодную тенденцию подхватила пехота, потом чиновники, так фрак превратился в повседневную одежду горожанина. Вскоре фраки стали кроиться с длинными фалдами и приобрели общий вид, который знаком и сегодня.Под фрак надевался жилет, который появился в результате значительных преобразований прежнего жилета (камзола). Он стал коротким, удобным, функциональным. Спинка в нём, как и в прежнем жилете,выполнялась из полотна.

По другой версии, фрак - это ни что иное, как несколько видоизмененный жюстокор, а фрачный жилет – это переродившийся камзол.

Между жюстокором и фраком в его привычном виде некоторое время существовал костюм под названием «аби» (АБИ с фр., букв. "одежда, платье") Аби похож на длинный современный смокинг – скругленные полы спереди и переходящие в фалды, часто расшивался узорами и носился с жилетом. В начале 19 в. название "аби" переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.

Фрак был без карманов, к нему полагалась шпага. У него был небольшой воротник и узкие рукава. Французский фрак имел срезы по бортам в отличие от английского, у которого полы сходились спереди. Аби расшитый шелком или золотом/серебром остался придворной одеждой для торжественных случаев. Около 1760 года одноцветный фрак начинают носить в городских кругах. К нему прилагаются светлые кюлоты до колен. Последние два десятилетия перед Французской революцией синий или темно-коричневый фрак английского покроя сделался модным платьем высшего общества.В 90-е годы 18 века шили из цветного сукна, одно время популярны были красные фраки с черными пуговицами. Их кроили с узкими длинными фалдами, а талию располагали выше ее естественного места нахождения. Жилет шили из ткани другого цвета, а галстук делали таким широким и пышным, что он закрывал подбородок. Вообще мода на расцветки менялась быстро, потому модникам приходилось очень внимательно следить за актуальными веяниями.

Ленточки на брюках чуть выше сапог или краг, неподъемные воротники и чересчур широкие лацканы при очень узких брюках отличали настоящих модников от всех остальных. Но те, кто действительно хотел выделиться, следовали новым веяниям и в мелочах. Так, писком 1791 года стал жилет с тройными отворотами под фрак. При таком покрое создавался эффект, будто один жилет надет поверх другого.

Начало 19 века

Во время правления императора Павла I в Российской Империи фрак побывал в опале – как символ Французской революции, непростительного вольнодумства и преступного посягательства на незыблемость монархического уклада. Александр I, и это не единственное его либеральное деяние, реабилитировал фрак, после чего постепенно в России, как и в Европе и Америке, фрак сделался деталью обыденной одежды.В первые годы 19 столетия общий вид фрака изменился очень незначительно, разве что в 10-х годах XIX века, фалды фрака стали заметно выше колен, при высокой талии создавалось впечатление, что франт надел фрак своего младшего брата. что франт надел фрак своего младшего брата. С появлением в светских кругах денди Джорджа Браммела, из мужской моды ушли роскошные материалы ярких расцветок и броские эксцентричные украшения. Всё внимание переносится на крой, который должен быть безупречен. Для главного предмета и повседневного, и праздничного гардероба того времени — фрака использовалось сукно высокого качества. Выбор цвета обуславливался обстоятельствами: тёмный (чаще всего синий) предназначался для вечера, светлый (серый) — для дневных выходов. Широко употреблялись для мужского костюма ткани чёрного, коричневого, зелёного цветов. Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными, часто обтягивались тканью в цвет фрака. Панталоны и верхняя одежда могли быть разных цветов, но панталоны всегда были светлее.

Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими.Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость. Галстуки в то время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось - это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.

«Вся наша молодежь, — говорит Модный журнал для дам за 1801 год, — носят короткие фраки из темно-синего, темно-зеленого или темно-коричневого сукна с металлическими пуговицами круглой и выпуклой формы; круглые шляпы с широкими полями, короткие панталоны с белыми чулками или широкие брюки и сапоги а la russe, и высокими голенищами.»

В 1802 году, по словам Journal des Debats, все модники носят темно-коричневые или черные фраки. Форма этих фраков не изменялась в продолжение многих месяцев; воротники на мужских костюмах необычайно узкие. «Не только одни ярко-красные жилеты, обшитые золотым галуном, кроятся снизу в виде прусской куртки, но тот же фасон придается и белым жилетам, у которых так же, как и у красных, только один ряд пуговиц. Молодые люди перестают носить широкие сапоги а lа Суворов и заменяют их сапогами в обтяжку, к которым можно, по желанию, прилаживать отвороты из желтой, лакированной кожи.» В том же году Парижская газета пишет: «Вместо суконных панталон носят короткие, нанковые. Мода на серебряные пряжки на башмаках распространяется все больше и больше: их делают овальными или четырехугольными с закругленными углами и вдвое больше, чем они были три месяца тому назад. Жабо становится существенной частью мужского костюма, оно закладывается круглыми складками». Манжеты, судя но Журналу мод за 1801 — 1802 годы, носят при парадном костюме, жабо в менее торжественных случаях. «Ширина шляпных полей увеличивается с каждым днем». В том же 1802 году в Публицисте напечатано: «Цвета мужских костюмов — темно-синий, черный, темно-коричневый, цвет негритянской головы. Воротник — несколько ниже, чем раньше. Талии все еще короткие и узкие. Самые модные пуговицы из шелка в девять клеток. Жилеты белые, длинные, срезанные ровно, следовательно, без баски. Нанковые панталоны делаются широкими сверху, а от колена до подвязки в обтяжку».В Европе в эпоху регентства фрак носят в сочетании со светлыми жилетом и панталонами, которые окончательно утверждаются в мужском гардеробе в 1818 году. Согласно предписаниям этикета, панталоны, длина которых теперь доходит до щиколоток должны быть по цвету светлее фрака. Вместе с панталонами носят подтяжки. До 1820 года носили жилеты с одним и двумя рядами пуговиц, впоследствии же окончательно остановились на первом фасоне. Из материи употреблялись преимущественно светлые, совершенно гладкие, полосатые или с каким-нибудь мелким рисунком: желтоватый кашемир или пике цветочками; впоследствии жилеты стали делать также из шелка и бархата.

С появлением длинных панталон (брюк) короткие штаны исчезли не сразу. В течение первых десятилетий их еще носили наравне с брюками, особенно в парадных случаях и на балах. В 1814 году короткие штаны в Париже были принадлежностью парадного костюма. В таких случаях при фраке и однобортном жилете надевались суконные штаны, завязанные у колен изящными бантами и с боковыми, вдоль шва, карманами.

20-е годы 19 века

В эпоху бидермейер (так впоследствии назвали период с 1815 по 1848 годы) фрак светлых тонов (синий, коричневый, зелёный) является повседневной одеждой. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Новые модные цвета появлялись на сезон и сменялись другими, не менее модными.Стали появляться галстуки других цветов, кроме белого: черные, красные, цветные.Например, «Прибавления» к журналу «Московский телеграф» в 1825 году советовали надеть для визитов в Новый год фрак фиолетового цвета с бархатным воротником, бархатный жилет с золотыми цветочками, еще жилет из белого пике. Пике — белоснежная хлопчатобумажная ткань (редко шелковая) с выпуклыми узорами. Жилеты из белого пике являлись символом респектабельности. Щеголи вместо одного жилета носили сразу три (отголосок моды на жилеты с тройными отворотами). Надевали черный бархатный, на него красный, а поверх — суконный черного цвета. Рукава фрака надлежало сшить так, чтобы непременно виднелись манжеты рубашки, застегнутые запонками с бриллиантами или перламутровыми пуговками.

Благодаря Красавчику Браммелу, в моду вошла забота о личной гигиене. Чистота рубашек и перчаток должна была быть идеальной. По мнению одного из современников, элегантный мужчина должен менять в течение недели «двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков». Однако при этом для настоящего денди считалось дурным тоном быть одетым в костюм, новизна которого бросалась в глаза. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потёртой. Модники неделю дома разнашивали новые ботинки, пока те не переставали скрипеть. Чтобы придать надлежащий вид новому костюму, тёрли ткань, и она становилась тоньше и мягче. Для этого нужно было долго и аккуратно водить по ткани лезвием ножа или серебряной монетой, но при этом постараться не оставить зацепок. Одежда должна быть чистой, идеально скроенной, из хороших материалов, но при этом обязательно не новой - таков модник этого периода.

Журнал «Московский телеграф» в 1825 году наставительно рекомендовал: «1. Полные пары платья: французскую, большого туалета, бальную, для малых вечеров, для верховой езды, неглиже, без карманов, для выезда на охоту. 2. Сюртуки: утренний с одним рядом пуговиц, для верховой езды, с пелерин¬¬ой, для простых прогулок, белый Английский с перламутровыми пуговицами, Прусский с круглым воротником, с шалью и меховой опушкою, гусарский с бранден- бургами и снурком. 3. Плащи: бальный, с шиншиллой, для прогулки... Но вот что еще не решено: сколько должно иметь галстухов? У одного щеголя насчитали только цветных 72; у другого цветных 154!»

Ширина галстука варьировалась. То шейный платок был таким широким, что утопала половина лица, то в моде были неширокие галстуки, а в журналах за 1826 год сообщалось, что «высоких галстуков совсем не носят».Но если молодой господин не являлся отъявленным модником и мог называться «неприхотливым щеголем», журнал рекомендовал ему иметь пару - тройку туалетов на каждый день. На утро «фрак синий или черный, два жилета, в галстуке булавка с бриллиантом или рубином, золотой лорнет на золотой цепочке, часы Бреге или Леруа с привесками». Так, для вечера или в концерт следовало облачиться в черный фрак, а летом в светло-зеленый. К фраку на бал принято надевать открытые кожаные туфли на невысоком каблуке.В 1810—1830 годах в обществе встречались преимущественно белые шелковые вышитые жилеты. А когда в 1822 году фрак стал украшаться воротником в виде шали, то такой же точно воротник появился и на жилете.В конце 20-х в моду входит окорокообразный рукав, а талия опускается на положенное ей место.

В 30-е годы мужчины носили фрак, который расширялся на бедрах, имел подбитую ватой грудь и временами окорокообразный, пышный у плеча рукав. Пышный рукав у плеча намекал на хорошо развитые плечи и широкую грудь, при этом кисти рук должны были быть изящными и тонкими. Чтобы добиться правильных модных пропорций, мужчинам приходилось туго шнуроваться в корсеты и страдать наравне с дамами.

Мужской и женский силуэты в романтическом костюме сходны: покатая линия плеч, расширение рукава у оката, плотное облегание груди и талии, расширение линии бедер.

[MORE=читать дальше]В очерке «Онагр» Иван Иванович Панаев (1812— 1862) описал туалет своего молодого героя. «Его сюртук превосходно обрисовывает его талию: правда, он немножко узок ему и жмет под мышками, но, говорят, модные сюртуки все таковы; булавка с огромным камнем зашпиливает длинные концы его узорчатого галстуха; на бархатном жилете, испещренном шелковыми цветами, висит золотая цепь с змеей, у которой красный глаз под яхонт... Кругом его на десять шагов воздух напитан благоуханием от жасминных духов в соединении с фиалковой помадой...Как истинный онагр молодой человек превосходно знал все обычаи, переходящие из большого в маленький свет, и ни в коем случае не позволял себе уклониться от них. С благоговением неизобразимым, с чувством робким и трепетным смотрел он на львов, с которыми встречался на улицах и в трактирах, и усиливался рабски подражать им во всем».

Из Англии пришло новое представление об элегантности. Она проявлялась в крое костюма, качестве ткани, белизне белья и пренебрежительной манере, с которой щеголи носили дорогие вещи. Вообще в 30-е годы — для моды романтизма — характерна некоторая «романтическая небрежность», проявлявшаяся в манере носить костюм: нарочито расстегнутый воротник рубашки, слегка развевающиеся волосы и т. д. Эта небрежность как бы подчеркивала интеллектуальную значительность личности, стоящей выше бытовых мелочей. Элегантность требовала, чтобы фрак меняли каждые три недели, шляпу — каждый месяц, а обувь — еженедельно. Совершенно ясно, что такую роскошь могли себе позволить лишь богачи, так называемые «светские львы», сменившие в гостиных «денди» — щеголей прошлых лет.

Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу. В 1832 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами. Как отложной воротник (сначала очень высокий), так и отвороты постоянно меняли свой покрой. С тридцатых годов высокий, закругленный вокруг шеи воротник и отвороты стали шиться все более и более прилегающими и, наконец, были совершенно пригнуты. Фалды тоже постоянно меняли свой покрой: они были то короткими, то длинными, то закругленными, то угловатыми. До 1834 года преобладали узкие рукава, только у плеча несколько взбитые кверху, что достигалось следующим образом: при кройке верхняя часть рукава несколько уширялась и вырезалась фестонами, которые затем вшивались в сборку в плечевое отверстие.

Верхней части рукава нередко часто придавался окорокообразный фасон, но от локтя до кисти он так суживался, что на внутренней стороне приходилось делать ряд пуговиц и расстегивать их во время надевания фрака, иначе рука не проходила в рукав; над самой же кистью конец рукава снова расширялся так, что лежал на ней наподобие манжеты. Это манжетообразное уширение сперва кроится с основным полотном рукава, затем его стали пришивать отдельно. С 1836 года рукава стали носить узкими и у плеча, а затем с 1848 года их стали постепенно расширять так, что они, наконец, приняли слегка изогнутую, трубообразную форму. (Рукава сюртуков пережили ту же эволюцию, что и рукава фрака. Рукава пальто делались всегда шире.)

В 40-е годы 19 столетия полы фрака удлиняются и опускаются ниже колен, заниженная талия и узкий прямой рукав. Жилеты были различных покроев, часто из пестрой ткани. В моде очень широкий шейный платок, завязанный вокруг шеи бантом и расширенные к низу брюки. Рубашку носили белую, с высоким крахмальным воротничком. Галстуки могли быть как однотонными, так и пестрыми.

Во второй половине XIX века прошла мода на тонкие мужские талии, а их линия переместилась на естественное место или чуть ниже, отказались тогда и от многоцветности фраков и брюк. Цветные фраки и пестрые жилеты обнаруживали теперь «дурной тон» своего владельца. Мужские костюмы шили из шерстяных тканей табачного, серого, синего, зеленого и коричневого цвета, а панталоны — из более светлых шерстяных тканей. Тенденция в цвете — стремление к темным тонам.

Фрак и брюки черного цвета с белоснежным жилетом стали отличительным знаком респектабельности, символом преуспевания, достатка и высокого положения в обществе. Фрачные лацканы, часто покрывали шелком, а брюки, надеваемые к фраку имели лампас из шелковой тесьмы или ленты. Кстати, такая отделка фраков вошла в моду благодаря Бенджамину Дизраэли- премье-министру Великобритании. По легенде, его фраки отделывались скользящей шелковой тканью, чтобы пепел от сигар легко соскальзывал с костюма.Из бархата и шелка шили только жилеты и придворные костюмы. Очень модными становятся к 40-м годам клетчатые ткани, из которых шили брюки и другие части костюма.

К фраку полагаются длинные брюки, неизменный цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще больше внимания (выходят даже специальные учебники, посвященные этому искусству). Вскоре на смену пышным галстукам пришли более скромные в виде узкой ленты с плоским бантом, закреплявшейся сзади под воротничком при помощи пряжки.Начиная с 1840 года покрой жилета изменяется: грудь его делается на ватной подкладке, вырез значительно сокращается, так как мода требует, чтобы вся рубашка была закрыта пестрым шелковым галстуком. Около 1843 года перед жилета стал удлиняться на животе в виде мыса.

После 1850 года фрак стал вечерним, бальным туалетом, длина пол и фалд менялась, но цвет оставался постоянным - черным. Лацканы делали из блестящего черного шелка. С фраком полагалось носить черные строгие брюки, белый пикейный жилет или вместо жилета специальный пояс.

К последней трети XIX столетия фрак практически исчез с улиц, уступив место смокингам и пиджакам, и превратился в парадный туалет для торжественных и официальных мероприятий, проходящих в соответствии со строгим протоколом.Со временем их стали носить также и танцоры, и музыканты.

Мужской костюм на протяжении второй половины XIX века не претерпел крупных, изменений, однако пополнился рядом новых одежд. Костюмы еще строже стали, делиться по назначению: визитный, бальный, домашний, каждодневный (который теперь фактически сделался рабочим). Кроме ведомственных мундиров, рабочей одеждой стали теперь пиджаки и жакеты, которые в 70—80-х годах обшивались по бортам черной тесьмой. Сюртук надевали в обычное время, а фрак сделался парадной одеждой. Иногда фрак дополнялся коротким «фрачным» плащом черного цвета на белой шелковой подкладке.Жилет носили на протяжении всей второй половины столетия. Изменялся он лишь в деталях — в форме выреза и т. д. В последней трети к фраку надевали обязательно белый жилет на торжественные мероприятия.

Сегодня фрак - это вечерний костюм для балов, приемов, свадебных торжеств, концертов и пр. Отделочным шелком обработаны лацканы фрака и лампасы брюк - полоски, нашитые на боковые швы по всей длине. Их может быть и две. По этикету для представителей сильного пола полная парадная форма для фрака состоит из белой сорочки с воротником “бабочка”, галстука “бабочка” либо новомодного галстука “пластрон”, упруго накрахмаленной манишки под открытым жилетом. Все фрачные аксессуары обязательно должны быть белого расцветки, за исключением разве несомненно это черных носков, лакированных ботинок и головного убора (цилиндра). В зимнее время к фраку можно надеть черное пальто с белым шелковым шарфом, на руки - белые перчатки.Фрачная белая жилетка обязательно застегивается на все три пуговицы. В нагрудный карман фрака можно положить белый носовой платок (если на фрак не прикрепляются ордена ). Полочки фрака не застегиваются. Фрак нaдeвaют только лишь после 19.00.Современный фрак во многом выполняется вручную, особенно это касается танцевальных фраков. Вместо клеевых прокладок используют бортовку с конским волосом.

Женский дресс-код касательно фрака куда наиболее демократичен! Женщины могут носить фраки фактически как и с чем угодно – для великолепной половины строгого этикета по предлогу ношения фрака нет. Кстати, в женский гардероб фрак попал в 1930-е: форма фрака стала использоваться вечерних костюмах, состоявших из фрака и длинной юбки.

Источники: Комиссаржевский Ф. П. История костюмаКаминская Н. М. История костюмаТерминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996Салон-ателье http://www.portnoj.ru/fashion/05.htmФрак для фрика, и фрак просто так. Марыся Злобек http://www.carnevale.ru/culture/342/3288/http://b-a-n-s-h-e-e.livejournal.com/http://www.ocostume.ru/Norah Waugh 'The Cut of Men’s Clothes'Коллекция музея искусств «Метрополитан»http://duchesselisa.livejournal.com/94061.html?thread=3120749Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. Е Суслина

costume-history.livejournal.com

Жилет & Co

Картинки по запросу sleeveless coat street style

Предлагаю поговорить о жилете.

Этот предмет гардероба пришел к нам из далекого XVII века. История происхождения названия по сей день загадка:) Существует несколько предположений из-за чего произошло название "жилет". Первое- жилет создал портной по имени Жиль. Второе- во Франции безрукавки носили балагуры на ярмарках. Третье- жилет родом из Турции, попал к арабам, а затем к испанцам, а затем и французам.

Как бы не было, но жилет был завезен в Россию через сто лет после своего появления на свет в далеком XVIII веке. И вот тут-то и начинаются трудности его "странствий" по этой земле. 13 января 1797 года Император и Самодержец Всероссийский Петр I издает Указ, согласно которму жилеты и некторые другие предметы гардероба, запрещено носить. Петр I считал, что именно жилеты стали причиной ... Французской революции. В случае неповиновения человека арестовывали, препровождая в участок, а жилет разрезали.

Так что модники смогли достать из тайников и сундуков свои жилеты только после смерти (убийства) Петра I.

После этого этот предмет гардероба , естественно, приобрел популярность (запретное всегда привлекает) и распространился по стране.

В настоящее время жилеты прочно укрепили свои позиции в мире моды. Поражает разнообразие жилетов, предалагемых модельерами: классические, из джинса, болеро, на основе жакета, на основе кардигана, спортивные, трикотажные, связанные крючком и спицами, кожаные, меховые, замшевые, комбинированные.

Жилеты удобны и применимы в повседневной жизни, праздничные и деловые варианты также радуют разнообразием.

Вообще, это прекрасный "корректор" фигуры. Широкие плечи легко скорректировать с помощью жилета с узкими длинными лацканами. Широкие бедра скроет удлиненный жилет с полами, образующими по центру удлиненные фалды. Узкие бедра станут зрительно объемнее, если применить жилет с длиной до середины бедра, а декор в нижней части лишь улучшит ситуацию.

Предлагаю Вашему вниманию подборку теплых образов с жилетом.

Приятного просмотра!

Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co  Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co Жилет & Co

stil.mirtesen.ru

Королевская свадьба: фрак с жилетом или пиджачная пара?

Традиционный формальный утренний костюм, известный также как "цилиндр с фалдами", состоит из фрака, жилета, брюк в полоску и, как правило, цилиндра. Согласно историкам моды Саймону Эндрюсу и Ричарду Пиготту, наиболее распространенная форма формального утреннего костюма – "стандартный черный фрак, кашемировые брюки в полоску, однобортный или двубортный жилет серого цвета с голубоватым отливом. Воротничок должен быть серебристых или серых тонов". Пиджачной парой называют костюм из одного материала. Он может состоять только из пиджака и брюк, но может включать в себя и жилет, а также галстук. В течение долгого времени традиционная пиджачная пара претерпела весьма незначительные изменения – в покрое лацканов, застежках пуговиц, ширине плеч и весе материала. Начиная с 1960-х, дизайнеры пытались революционизировать мужской костюм, экспериментируя с яркими цветами и новыми способами покроя. Немного историиПоявление формального мужского утреннего костюма относится к концу XVIII века. Как рассказывает историк моды Кэролайн Кокс, "после Великой французской революции мужчины искали форму одежды, которая не ассоциировалась бы с аристократией. Утренний костюм возник из спортивного костюма, подчеркивавшего мужественность и не отличавшегося чрезмерной пышностью". Фрак является переделкой длинного – достигавшего колен – сюртука для верховой езды. Считается, что в середине XVIII века одному сельскому эсквайру надоело, что полы его сюртука застревают в седле, и он попросил своего портного обрезать бока и оставить фалды, которые развевались бы по бокам. Результат этого эксперимента стал основой формального мужского костюма по меньшей мере до 1910 года, говорят Саймон Эндрюс и Ричард Пиготт.В 1930-х возникла массовая традиция брать формальный утренний костюм напрокат по случаю свадеб. Его также принято надевать на скачки. "Пиджачная пара возникла вскоре после утреннего костюма и получила массовое распространение к 1870-м", – рассказывают Саймон Эндрюс и Ричард Пиготт. Традиционное английское название пиджачного костюма – lounge suit, или "костюм для гостиной" – происходит от названия пиджака свободного покроя – lounge jacket, – который стал частью пиджачной пары.Как и утренний костюм, пиджачный костюм – спортивного происхождения. Как рассказывает историк моды Кэролайн Кокс, в основу пиджачного костюма лег костюм для верховой езды – курточка и бриджи. Кокс связывает расцвет популярности пиджачного костюма с ростом среднего класса в XIX веке, у представителей которого, в отличие от аристократии, не было строго кодифицированных представлений об одежде. Повсеместное распространение пиджачный костюм получил после Первой мировой войны, "когда старый этикет, связанный с формами одежды, казался архаичным, и пиджачный костюм стал символом эгалитарности", – рассказывает Кокс. Как и когда носитьВ наши дни формальный мужской утренний костюм обычно надевают участники свадебной церемонии – жених, родители жениха и невесты, свидетели и шаферы.Утренний костюм можно также увидеть на мероприятиях британского светского календаря – скачках в Эскоте и королевских приемах в саду – а также на похоронах члена высшего общества. Ученики Итона все еще каждый день приходят на уроки в формальном утреннем костюме. Пиджачный костюм стал офисной униформой и принятой формой мужской одежды для большинства сколько-нибудь формальных мероприятий. Всплеск популярности пиджачной пары пришелся на 1960-е.Кэролайн Кокс считает, что в последние 10 лет мы наблюдаем вторую волну моды на пиджачный костюм, который она объясняет как контр-реакцию на распространение спортивной одежды, а также популярностью новых моделей костюмов, разработанных ведущими домами моды. Свадьбы в наши дниБернадетт Чэпман из Британского альянса организаторов свадеб говорит, что "независимо от того, сколько денег тратят на свадебную церемонию клиенты, 10 тысяч фунтов или 100 тысяч, они хотят, чтобы жених, шаферы и родители молодых были в утренних костюмах". В высшем обществе принято, чтобы и гости были на свадьбе в формальных костюмах. Как правило, это указывается в приглашении.Согласно Dapper.co.uk – компании по прокату формальных костюмов – сейчас распространена тенденция привнести в утренний костюм что-то личное, например, "заказать платье и костюм в ярких цветах или хотя бы надеть яркую жилетку". "Причина, по которой пиджачный костюм завоевал всеобщую популярность, заключается в первую очередь в его универсальности, – поясняют Эндрюс и Пиготт. – Он подходит для самых разных случаев, и гораздо легче найти пиджачный костюм для нестандартной фигуры".Что же касается бурных дебатов по поводу того, в каком костюме придет на королевскую свадьбы Дэвид Кэмерон, то, по словам экспертов, "появление на таком торжественном мероприятии в обычной пиджачной паре может быть воспринято как проявление недостаточного уважения. Особенно это касается премьер-министра, который и так каждый день появляется на публике в разных костюмах". Слова хвалы"В мире мужской моды нет ничего более прекрасного и бесполезного, чем фрак", – считает Николас Антонджованни, автор книги "Костюм: макиавеллиевский подход к мужскому стилю". "Это – один из немногих предметов одежды, который помогает любому мужчине выглядеть просто восхитительно, – говорит Антонджованни. – Хорошо сшитый и правильно сидящий фрак способен превратить любого мужчину – длинного или малорослого, полного или худого – в Адониса. Прекраснее всех во фраке выглядел Фред Астер – не слишком привлекательный худой мужчина низкого роста". Работающий на Сэвил-Роу портной Томас Мэхон сам сшил себе пиджачный костюм на свадьбу. "Пиджачная пара становится все более популярной формой одежды для жениха, потому что многие заказывают такой костюм, который они потом могут надевать и по другим случаям, – рассказывает Мэхон. – Утренние костюмы, как правило, берут на прокат, и они выглядят гораздо более обезличенно"."Британский пиджачный костюм – повод для национальной гордости, - убеждена Кэролайн Кокс. – Начиная с 1960-х, британские портные задавали мировую моду на пиджачные костюмы".

www.bbc.com

Топ с зигзагообразным узором и фалдами

Пряжа (100% хлопка; 125 м/50 г) — 250 (300 – 350) 400 г золотисто-желтой и по 50 (50 – 100) 100 г фисташковой и фиолетовой; спицы №3,5; крючок №4.

Узоры и схемы

Лицевая гладь
Лицевые ряды — лицевые петли, изнаночные ряды — изнаночные петли.
Зигзагообразный узор
Вязать по схеме.

Начать с петель перед 1-й стрелкой, постоянно повторять раппорт = 14 п. между стрелками и закончить петлей после 2-й стрелки. В высоту постоянно повторять 1–10-й р. 10-й р. постоянно выполнять новым цветом. Внутри узора изменяется число петель.

Топ с зигзагообразным узором и удлиненной спинкой

Встречная вкладка
5 п. снять на 1-ю вспомогательную спицу перед работой, следующие 5 п. снять на 2-ю вспомогательную спицу и отвернуть назад так, чтобы петли на обеих вспомогательных спицах лежали друг на друге изнаночной стороной к изнаночной стороне, а именно перед левой спицей.

Теперь * по 1 п. с 1-й и со 2-й вспомогательной спиц снять вместе, как при лицевом вязании, 1 п. на левой спице провязать лицевой и снятые петли протянуть через нее, от * повторить 4 раза.

Для 2-й половинки складки 5 п. снять на 1-ю вспомогательную спицу за работой, следующие 5 п. снять на 2-ю вспомогательную спицу и завернуть вперед так, чтобы петли обеих вспомогательных спиц лежали друг на друге лицевой стороной к лицевой стороне, а именно за левой спицей.

Теперь * 1 п. с левой спицы провязать вместе с 1 п. со 2-й вспомогательной спицы и с 1 п. с 1-й вспомогательной спицы лицевой, от * повторить 4 раза = всего убавлено 20 п.

Чередование полос
Вязать 9 р. фиолетовой, * 10 р. золотисто-желтой, 10 р. фисташковой, 10 р. фиолетовой нитью, от * постоянно повторять.
Плотность вязания
24,5 п. х 26 р. = 10 х 10 см, связано зигзагообразным узором спицами №3,5; 21 п. х 28 р. = 10 х 10 см, связано лицевой гладью.
Внимание!
Нижняя часть спинки разделена на 2 фалды, и в целом деталь на 16 см длиннее переда.
Выкройка
Топ с зигзагообразным узором и удлиненной спинкой

Выполнение работы

Нижняя часть спинка
Для первой из двух фалд золотисто-желтой нитью выполнить двойной крестообразный набор 58 (62 – 70) 76 п. и вязать лицевой гладью.

Через 32 (36 – 40) 46 см = 89 (100 – 112) 128 р. от наборного ряда петли временно оставить.

Аналогично выполнить 2-ю фалду.

Теперь петли обеих фалд переснять на одну спицу = 116 (124 – 140) 152 п. и сразу же в 1-м р. выполнить встречную складку на средних 30 п.: первую половинку встречной складки выполнить на последних 15 п. первой части, 2-ю половинку на первых 15 п. 2-й половинки = 96 (104 – 120) 132 п.

Через 34 (38 – 42) 48 см = 96 р. от встречной складки закрыть оставшиеся петли.

Перед
Фиолетовой нитью выполнить крестообразный набор двойной нитью 114 (128 – 142) 156 п. и в 1-м р. = изнаночном ряду вязать изнаночными.

Затем вязать зигзагообразный узор и чередование полос.

Через 50 (54 – 54) 54 см = 131 (141 – 141) 141 р. от наборного ряда закрыть все 114 (128 – 142) 156 п.

Сборка
Выполнить плечевые швы.

Вырез горловины спинки обвязать золотисто-желтой нитью 2 р. (!) соед. ст., вырез горловины переда обвязать так же, но фиолетовой нитью, при этом во 2-м р. постоянно вводить крючок только в заднюю стенку петли.

Выполнить боковые швы.

Проймы обвязать золотисто-желтой нитью 2 круг.р. соед. ст., здесь также вводить крючок только в заднюю стенку петли.

Разрез под встречной складкой сшить на длину 1 см.

Края разреза и боковые края обеих фалд обвязать золотисто-желтой нитью 1 р. соед. ст.

Фото: журнал «Verena» №2/2016

verena.ru

Фрак: его виды и отделка

фракТо, что часто называют фраком, правильнее будет назвать вечерним или нарядным фраком. Эти предметы одежды отличаются тем, что вечерний фрак – это двубортная модель с острыми фалдами и шелковыми отворотами, а дневной фрак – это однобортная модель с лацканами из той же ткани, что и сам фрак, а его фалды постепенно сужаются.

Вечерний фрак отличается еще и тем, что он должен плотно прилегать к туловищу, хотя скроен так, что его нельзя застегнуть. Этого можно добиться только при условии, что он идеально повторяет контуры тела. Хороший фрак, готовый или сшитый на заказ, очень украшает того, кто его носит. Этот предмет одежды может любого превратить в Адониса, как утверждает историк моды Николас Антонджванни, будь он маленьким или долговязым, толстым или тощим, потому что этот фасон подчеркивает любые потенциальные достоинства, одновременно скрывая любые недостатки.

alt

Верх

фракФрак добавляет внушительности фигуре мужчины небольшого роста благодаря своей способности визуально поднимать линию талии. Как любой пиджак, сшитый на заказ, фрак обычно имеет линию талии, совпадающую с естественной линией талии того, кто его носит, но в отличие от других пиджаков его полы (и, соответственно, белый жилет) заканчиваются чуть выше талии. И поскольку линия между белым жилетом и черными брюками визуально разбивает фигуру на две вертикальные половины, эта плавно поднимающаяся линия создает ощущение более длинных ног.

На спинке и фалдах фрака не должно быть никаких складок. Воротник фрака должен сидеть плотно по шее и подниматься ровно настолько, чтобы закрыть запонку воротника и ленту галстука-бабочки, и в то же время значительное количество белой ткани должно оставаться на виду.

alt

Рукава

Как и воротник, рукава должны быть достаточно короткими, чтобы чуть-чуть обнажать белые манжеты рубашки. Рукава фрака достаточно узкие, традиционно имеющие ширину, позволяющую втиснуться в них манжетам рубашки.

alt

Фалды (полы) и лацканы

фракЦентральная шлица, доходящая до линии талии, делит «юбку» фрака на две фалды или полы. Фалды обычно доходят до колена, они прямые и слегка закругляются внизу.

С начала 20 века остроконечные лацканы считаются традиционными. Их диагональные линии создают впечатление сильного V-образного торса. Среди винтажных фраков можно встретить и фраки с воротником-шалью, а некоторые современные дизайнеры украшают ультра-официальные фраки современными неформальными тупыми лацканами. Однако от фрака с воротником-шалью или с тупыми лацканами лучше воздержаться.

alt

Ткань

Черный цвет является обычным для вечерней одежды с 1850-х годов, а темно-синий стал его прекрасной альтернативой в 1920-х годах. Типичная ткань для фрака – это камвольная шерсть, например, баратея. Мохер и шерстяные смесовые ткани стали приемлемой альтернативой с конца 1950-х годов.

alt

Отделка лацканов

Лучшие отвороты лацканов делаются из чистого шелка, а менее дорогие шьют из ткани, которая содержит синтетические добавки. Шелк может быть как гладким атласным, так и иметь тонкий рубчик. Левый лацкан фрака должен иметь рабочую петлицу для бутоньерки. Качественный фрак также имеет держатель для стебля на обратной стороне лацкана. Обычно это очень маленький узелок, который держит стебель цветка, чтобы он не выпал из петлицы во время танцев или ужина.

alt

Пуговицы

фракПоскольку двубортный вечерний фрак не застегивался с 1820-х годов, два ряда пуговиц на нем стали выполнять чисто декоративную роль. В каждом диагональном ряду – по три пуговицы, а расстояние между ними зависит от фасона. Пуговицы на рукавах также служат для украшения: их должно быть четыре, расположенных близко друг к другу, первая из которых находится приблизительно на 1,5 смвыше края рукава. Сзади на линии талии находятся еще две пуговицы, как напоминание о тех временах, когда фалды фрака для удобства поднимали и пристегивали при верховой езде.

alt

Карманы

Согласно этикету середины 19 века, в карманах нужно было носить как можно меньше предметов, а парадный фрак должен был шиться вовсе без карманов. Причиной этого было то, что наполненные карманы портили грациозный силуэт наряда. Поэтому на фраке вы никогда не увидите боковых карманов, а нагрудный карман, появившийся в эдвардианскую эпоху, обычно держали пустым.

Отсутствие карманов представляло дилемму для джентльменов 19 века, которые должны были во время обеда снимать перчатки, которые в остальное время нужно было носить. Некоторые фраки имели потайные карманы во внутренних складках фалд фрака, и их по сей день можно встретить в лучших фраках.

alt

Парадные брюки

фракПарадные брюки шились из той же ткани, что и фрак. Поскольку очень важно, чтобы они сидели чуть выше, чем заканчивается передняя часть фрака, они шились с завышенной линией талии. И поскольку не менее важно, чтобы они оставались на месте в течение вечера бальных танцев, они держались на подтяжках. До 1920-х годов брюки шились без защипов, а после Первой мировой войны пришла мода на более мешковатые фасоны, и тогда стали популярны брюки с защипами.

Важной характеристикой официального стиля одежды является украшение застежек. Это и покрытые шелком пуговицы фрака, и декоративные запонки на парадной рубашке, и бейка, закрывающая наружные швы парадных брюк. Бейка – либо атласная, либо в рубчик, в зависимости от ткани лацканов, и состоит либо из одной широкой полоски, либо из двух узких полосок ткани.

Благородный минимализм вечернего костюма поддерживается тем, что боковые карманы вшиваются в боковые швы брюк, что делает их незаметными. Наконец, штанины парадных брюк всегда шьются без манжет, которые считаются характеристикой повседневного стиля.

Статьи по теме

www.luxemag.ru


Смотрите также