Татарский народный костюм (фото). Жилет татарский женский


Татарский народный костюм (фото)

Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

татарский народный костюм вышивка

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались историческая память того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Особенности женского костюма татар

татарский народный костюм

Следует отметить, что национальные особенности наиболее ярко прослеживаются именно в женском костюме. Поскольку представительницы прекрасного пола являются более эмоциональными, имеют большую потребность к красоте, одежда их отличается не только у татар чрезвычайным своеобразием.

Женский татарский народный костюм отличается экзотичной цветовой гаммой. Для него характерен приталенный силуэт, широкое использование продольного волана, объемных цветов в отделке, а также драгоценностей и позументов.

Силуэт одежды татар традиционно является трапециевидным. Украшает татарский народный костюм вышивка. Для него характерна также восточная насыщенность различных цветов, применение множества украшений. И женский, и мужской татарский народный костюм украшают меха бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы, которые всегда высоко ценились.

Основа женского и мужского национального костюма

татарский народный костюм его особенности

Основу женского и мужского костюма составляют штаны (по-татарски - ыштан), а также рубаха (кулмек). Общераспространенной вплоть до середины 19-го века была туникообразная древняя рубаха, которая шилась из перегнутого поперек прямого полотнища, с ластовицами, без плечевых швов, с разрезом на груди и вставными боковыми клиньями. Рубаха с воротником-стойкой преобладала у казанских татар. Татарская отличалась от других шириной и длиной. Она являлась очень свободной, по длине - до колен, никогда не подпоясывалась, имела широкие длинные рукава. Лишь длиной отличалась женская от мужской. Длина женской была практически до щиколоток.

татарский народный костюм женский

Шить рубахи из покупных дорогих тканей могли позволить себе только состоятельные татарки. У них они украшались тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, воланами. Татарский народный костюм (женский) в качестве неотъемлемой части в древности включал нижний нагрудник (тешелдрек, кукрекче). Надевался он под рубаху с вырезом, чтобы скрыть открывающуюся при движении грудь.

Ыштан (штаны) - распространенная форма поясной тюркской одежды. В качестве составной части ее включал в себя, как мы уже отмечали, и женский, и мужской татарский народный костюм. Обычно из пестряди (полосатой ткани) шились мужские штаны, а женщины носили в основном однотонные. Нарядные свадебные или праздничные мужские выполнялись из домотканой ткани с яркими мелкими узорами.

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и кожи. Сафьян и юфть, изготовленные ими, именовались "товар булгарский" на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги - традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Изменение национального костюма в конце 19-го века

Технология изготовления одежды изменилась в конце 19-го века. Возможность организации швейного производства в больших объемах обеспечила распространение швейных машин. Это отразилось незамедлительно на стиле одежды: изменился татарский народный костюм. Функциональность стала преобладать в мужском. Достигалась она благодаря частичной утрате декоративности цвета.

Чекмени, казакины, камзолы, покрытие шуб исполнялось из различных фабричных тканей темных оттенков. Постепенно к сюртуку приближались казакины. Одежду петербургского татарина с национальной связывал лишь низкий стоячий воротник. Но пожилые жители продолжали носить камзолы и казакины из цветных бухарских тканей.

Мужчины отказались также от парчовых джилянов. Их начали выполнять из умеренно ярких шелковых и хлопчатобумажных однотонных материалов зеленого, светло-коричневого, бежевого и желтого цвета. Такие джиляны, как правило, украшала ручная фигурная стежка.

Мужские головные уборы

татарские народные костюмы описаниеМеховые шапки с плоским верхом цилиндрической формы пользовались большой популярностью. Они шились полностью из каракуля или же из полосы меха соболя, куницы, бобра с матерчатым донышком. Носили в комплекте с шапкой тюбетейку, называемую каляпуш. Она изготавливалась в основном из бархата темных оттенков и была как с вышивкой, так и гладкой.

У мужчин по мере распространения ислама укоренилась традиция подбривать или сбривать усы и бороду, а также брить голову. У булгар отмечался обычай покрывать ее шапками. Их описывал еще Ибн Фадлан, путешественник, который посетил в 10-м веке эти племена.

Также постепенно становится все более практичным и легким женский татарский народный костюм. Используются хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, камзолы делаются из парчи с нанесенным на нее мелким рисунком, а позднее - из бархата и парчи, более эластичных материалов.

Женские головные уборы

В древности женский головной убор содержал, как правило, информацию о семейном, социальном и возрастном положении его обладательницы. Белые мягкие калфачки, вязаные или тканые, носили девушки.

мужской татарский народный костюм

В их одежде также встречаются височные и налобные украшения - тканевые полоски с нашитыми подвесками, бусинами, бляхами.

народный татарский костюм фото

Женский народный татарский костюм (фото см. выше) в качестве обязательной части включал покрывало. В традиции его ношения нашли отражение языческие воззрения древности о магии волос, которые позднее были закреплены исламом. Согласно этой религии, рекомендовалось прикрывать лицо, а также скрывать очертания фигуры.

Как татарки носили платок?

На смену покрывалу в 19-м веке пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время.

Но женщины различных национальностей по-разному его носили. Татарки, например, им повязывали плотно голову, надвинув глубоко на лоб платок и концы завязав на затылке. И сейчас они носят его так. Татарки еще в начале 20-го века в Санкт-Петербурге носили уменьшившиеся примерно до размеров наколки калфаки, которые на голове удерживались с помощью нашитых с изнанки мелких крючков.

Только калфак носили девушки, замужние дамы же поверх него набрасывали, выходя из дома, легкие покрывала, платки, шелковые шали. До сегодняшнего дня татарки сохранили привычку носить шаль, умело драпируя этим предметом одежды свою фигуру.

Так выглядит татарский народный костюм. Раскраска его отличается многоцветьем. Наиболее распространенные цвета в национальных узорах - черный, красный, голубой, белый, желтый, коричневый, зеленый и др.

Ювелирные украшения татар

Интересен не только сам народный татарский костюм, фото которого было представлено выше, но также используемые татарами украшения. Женские ювелирные изделия были показателями общественного положения и материального достатка семьи. Они изготавливались, как правило, из серебра, инкрустировались камнями. При этом отдавалось предпочтение голубовато-зеленой бирюзе, обладавшей, по мнению татар, магической силой. Камень этот считался символом благополучной семейной жизни и счастья. Символика бирюзы связана с восточными поверьями древности: будто бы это кости умерших давно предков, правильное созерцание которых делает счастливым человека.

Коричневый сердолик, сиреневые аметисты, горный хрусталь и дымчатые топазы также часто использовались. Женщины носили браслеты, перстни, кольца различных видов, а также накосники, различные застежки ворота, называющиеся яка чылбыры. Обязательна была еще в конце 19-го века нагрудная перевязь, которая представляла собой синтез украшения и оберега.

В семье по наследству передавались украшения, дополнявшиеся постепенно новыми вещами. Комешче - так назывались татарские ювелиры - обычно работали по индивидуальным заказам. Это обусловило огромное разнообразие предметов, дошедших до наших дней.

Как носили украшения?

Татарка традиционно надевала одновременно несколько из них - различные цепочки с часами, кулонами, причем обязательно одну с подвешенной коранницей. Украшения эти дополнялись брошками и бусами. Претерпев небольшие изменения, многие элементы татарских ювелирных украшений вошли в обиход у представительниц других национальностей.

fb.ru

Татарский национальный костюм

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

традиционная одежда татарТатары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).татарская тюбетейка

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.калфакЕго надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.ичиги

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимотатарские украшения своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

nazaccent.ru

Калоши из лыка, чапан и каляпуш. Как менялась национальная одежда татар | КУЛЬТУРА

В наши дни в музеях выставлена одежда волго-уральских татар второй половины XIX – начала XX века. А вот что носили до этого, можно представить только по описаниям и зарисовкам, сделанным учёными и художниками во время экспедиций по Российской империи. Тем не менее, традиционный татарский костюм состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги кожаные сапоги. Завершали образ головные уборы – волосники, к которым относился и калфак, разнообразные шапки и покрывала у женщин и тюбетейка у мужчин. Вот только время и мода трансформировали такой традиционный костюм до неузнаваемости.

Белые фартуки и расшитые золотом жилеты, шаровары и платья с воланами, едва заметные калфаки и обильно украшенные жемчугом тюбетейки… Что из этого действительно носили татарские женщины и мужчины больше века назад, а что додумали театральные и сценические костюмеры уже в наши дни? Традиционный гардероб татар «АиФ-Казань» помогла составить этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.

Рубаха-туника

Татарка в туникообразной рубахе, изю и калфаке-волоснике. Фото: Из личного архива

Широкая цельнокроеная рубаха, похожая на тунику, была основой мужского и женского гардероба. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Такие свободные рубахи с длинными рукавами, из-под которых не видно даже пальцев, можно увидеть на миниатюре «Русские берут в плен женщин и детей» из Лицевого летописного свода Ивана Грозного.

К середине XIX века рубахи начали сшивать из нескольких деталей, появляются декоративные воланы по подолу. Быстрее всего – в конце XIX века – рубахи перестали носить в городе. Стиль модерн ввёл моду на приталенное платье. Его дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX века.

Кукрэкчэ, изю и пояс

Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой - кукрэкчэ и внешний нарядный - изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой. Это украшение носили до конца XIX века.изю, нагрудные украшения татарок

Изю. Фото: Национальный музей РТ

Мужчины же подпоясывали рубахи. Пояс служил оберегом. Неслучайно у волго-уральских татар есть обряд, когда девушка подпоясывает своего будущего мужа. Из гардероба пояс исчез в конце XIX века, однако в свадебном обряде его использовали ещё долго.

Широкие штаны

Штаны с широким шагом были не похожи на турецкие шаровары, потому что их кроили особым образом. Два широких отреза ткани шли на штанины, а третья полоса вшивалась между ними. Из-за кочевнического образа жизни предков, штаны у татар носили и мужчины, и женщины. В городах уже ко второй половине XIX века подобные штаны вышли из бытования, в деревнях их продолжали носить до начала XX века. Мужчины променяли штаны с широким шагом на брюки европейского кроя. О дедушкиной модели штанов вспоминали только ради праздничных обрядов. Женихи, например, надевали их на свадьбу.

Камзол, чапан и джилян

На женщине - камзол и калфак-волосник. На голове у мужчины - такыя. Фото: Из личного архива

Удлинённый свободный камзол носили и татарские женщины, и мужчины. Изначально он был до колен и с рукавами, но постепенно укоротился, исчезли рукава, а силуэт стал более приталенным. Татарская интеллигенция носила камзолы вплоть до конца XIX века, пока в моду не вмешались европейские и русские тенденции.

Эта просторная халатообразная одежда пришла к волго-уральским татарам из Средней Азии. Чапан надевали поверх камзола и не подпоясывали, а носили как накидку. В XIX веке женщины, собираясь выйти на улицу, накрывались от посторонних глаз джиляном мужа, который закрывал голову и почти всё тело. Рукава при этом могли быть подвязаны сзади или свисать по бокам. Чапан дошёл до наших дней как верхняя одежда имама.

Калфак

Нижний женский головной убор, который носили только дома. Сначала его использовали как волосник - он достигал 70 см, так что полностью закрывал косы. Обильно украшенная лопасть калфака опускалась на спину женщины. Со временем роскошный калфак превратился в миниатюрную деталь гардероба, которая имела чисто декоративную функцию. К концу XIX века высота этого головного убора уже не превышала 10-12 см, а позже, когда татарки переоделись в европейские платья, он и вовсе превратился в украшение для волос – калфак-наколку. В таком виде его носят и в наши дни.

Такия, орпэк и камчат бурек

Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок, чтобы не было видно волос. Причём, чем старше была татарка, тем больше было это покрывало. Девушки носили такию, которая была нескольких видов - в виде куска ткани, который затягивался с одной стороны, образуя шапочку, и в форме маленькой шапочки с жёстким околышем и плоским верхом. Замужние женщины надевали платок, завязывая его «по-татарски», – платок не складывали вдвое, а оставляли расправленным и просто завязывали на два ближайших угла. Любили татарки фабричного производства платки. В музеях до сих пор хранятся платки «француз яулык» – красные с белым узором, а также шали из трикотажного шёлкового полотна с бахромой на концах.

На мужчинах - казакины, на голове - такыя, на ногах сапоги читек. У женщина голова покрыта орпэк. На мужчинах - казакины, на голове - такыя, на ногах сапоги читек. У женщина голова покрыта орпэк. Художник К.Ф. Гун "Татары-мусульмане" 1862 г. Фото: Из личного архива

А вот пожилые женщины носили на голове орпэк – треугольное покрывало, достигавшее 1,5-2 метров. Чем богаче была женщина, или чем более праздничным был головной убор, тем больше он был украшен. По очелью покрывала для волос украшали позументными лентами, вышивкой, пайетками, украшали также углы платка или весь его периметр. Поверх орпэк пожилые женщины носили камчат бурек – невысокую круглую шапку с плоским верхом и меховой оторочкой по диаметру. Такие головные уборы сохранились в музеях.

С покрытыми волосами женщины выходили на улицу и в начале XX века, хотя на фотографиях тех времён они изображены только в калфаках. Но, во-первых, фотографии эти делали, как правило, на дому, и женщины были не в повседневной уличной, а в праздничной одежде. А во-вторых, предполагалось, что снимки станут частью семейного альбома, и никто из посторонних женщину с непокрытой головой не увидит.

Такыя и каляпуш

Мужчины носили на голове эти две разновидности тюбетейки. Дома носили нижний головной убор, а на улицу надевали поверх него (!) верхний. Сначала появилась такыя – небольшая шапочка из четырёх клиньев ткани, заострённая кверху. Во второй половине XIX века верх такыи стал более округлым, а сама она могла быть из дорогих тканей – шёлка, бархата, парчи. Выходную такыю украшали позументной лентой, вышивкой. Позднее горожане нашивали на такие головные уборы кисточки, следуя турецкой моде.

Из тех же материалов первоначально делали другой головной убор – каляпуш, который в наши дни называют тюбетейкой. Позже каляпуш делали чаще из чёрного или зелёного бархата. У богачей тюбетейки были расшиты золотыми нитями и жемчугом. Особенность татарской тюбетейки была в креплении подклада и верха: между стежками рядов пропускался конский волос, а позднее крученная нить. Так между тканями циркулировал воздух, и голова меньше потела.

Чем моложе был мужчина, тем ярче была украшена его тюбетейка, а мужчины в возрасте могли носить вообще не украшенный головной убор. Даже когда мужчины перестали носить традиционный татарский костюм, сменив его на европейский, они продолжали выходить на улицу в тюбетейках.

Городская мода XIX века. На голове мужчины - каляпуш (тюбетейка), женщины - калфак. Фото: АиФ/ Из архива Абдуллы Дубина

Башмаки, кэвеш и чабата

Обувь татар сшивали из двух деталей – подошвы и верхней части. Кожаную обувь носили с булгарских времён. Это была обувь горожанок, а на селе её надевали по праздникам. У женских башмаков отдельно пришивали передник и задник - куски кожи смыкались в середине стопы. При этом нос туфель загибался кверху, а каблука не было. В конце XIX века на женских башмаках появились каблуки «рюмочки» высотой до 4 см как дань моде.

Мужчины и женщины дома носили читек - сапоги-носки с мягкой подошвой. Таким образом их ноги были чистыми и не нужно было часто совершать омовение. Чтобы выйти на улицу, они надевали поверх такой обуви чабата или кэвеш. Чабата – калоши из лыка - носили в основном на селе, а горожане предпочитали аналог из толстой кожи на твёрдой подошве – кэвеш.

Слева - изю и украшения, в центре - женская перевязь хаситэ, сапоги "каюлы читек", справа - калфак-волосник, внизу - лапти, крайнее справа - накосное украшение. Фото: Из личного архива

Каюлы читек

Мужскую обувь практически не украшали. Разве что в ранних вариантах декорирована была пятка сапога. А вот женские сапоги - каюлы читек - украшали кожаной мозаикой сверху донизу. Такая обувь известна с XVIII века. Узорными также были сапоги итек на невысоком каблуке, подбитом гвоздями. В начале XX века традиционная татарская кожаная обувь, которая славилась далеко за пределами Казанской губернии, стала уходить из повседневной жизни. Она была настолько дорогой и непрактичной, что проще было купить туфли европейского фасона. В советское время традиционный промысел возродили, появились фабрики. Обувь с кожаной мозаикой на улице носят и в наши дни, но чаще женщины. Она и сегодня дорогая.

Современная кожная обувь татарок. Современная кожная обувь татарок. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Как изменился костюм

К 1930-1940 годам традиционный татарский костюм практически вышел из обихода. Некоторые элементы остались лишь на селе. Например, в городах женщины уже не покрывали голову, а на селе они продолжали это делать до 1960-х.

«Прерывание традиции привело к тому, что традиционный костюм не просто исчез, а трансформировался, регрессировал, - считает Дина Гатина-Шафикова. - Выросло поколение, которое видело татарский костюм только на театральных подмостках. Но на сцене многое приходится утрировать - костюмы там намного ярче, на них много вышивки, часто даже не с татарским орнаментом. Да и сшиты они из искусственных тканей, которые наши предки не использовали».

Мужские тюбетейки теперь носят женщины. Мужские тюбетейки теперь почему-то носят и женщины. Жилетки татары вообще никогда не носили. Фото: АиФ/ Владимир Анин Штаны с широким шагом на сцене заменили турецкими шароварами, которые татары никогда не носили. Камзол стал настолько коротким, что его принимают за жилет, которого в гардеробе татар также не было. Всё короче становится женское платье, которое многие танцевальные коллективы заменили туникой в комплекте с шароварами, чего татарка, конечно, не могла себе позволить.

Повсеместно на праздниках используют в костюмах фартуки, которые татарки раньше носили только в сельской местности и дома. Неудивительно, что многие считают, что традиционный татарский костюм мог быть именно таким, отмечает Дина Гатина-Шафикова.

Фартук татарка носила только дома. А сейчас он поверх платья - традиционный праздничный наряд. Фото: АиФ/ Артем Илошваи

Впрочем, исследователи отмечают, что с середины 1990-х началось возрождение татарского костюма. Люди стали интересоваться своими корнями, и дизайнеры начали использовать отдельные элементы костюма – украшения с традиционным татарским орнаментом. Этим летом в моду вошли туникообразные платья с воланами, похожие на те рубахи, которые носили татарки до второй половины XIX века.

Сельчане шили одежду из домотканого льняного или конопляного полотна. Лён и коноплю выращивали сами, а ткань пряли на домашнем станке. Пока ткани красили природными красителями, одежда была приглушённых цветов – кирпичного, синего, белого, а с появлением химических красителей татарки стали использовать для вышивки и декорирования всю палитру цветов. К концу XIX века одежда была уже преимущественно цветная, а для пошива использовали покупные хлопчатобумажные ткани. Традиционная вышивка татар - цветочно-растительный орнамент. До наших дней дошёл самый известный мотив – тюльпан, который использовали с булгарских времён.

В материале использованы иллюстрации художника К. Гуна из книг «Татарки Казанской губернии» (1862), «Татары мусульмане» (1862), «Татарский наряд» (1862), а также рисунок художника Л. Белянкина из сборника «Русские народы. Наброски пером и карандашом. Европейская Россия» (часть 1, выпуск 3, 1894).

Смотрите также:

www.kazan.aif.ru


Смотрите также